Азербайджанский президент доиграл партию с передачей власти преемнику до конца: теперь, после его заявления о снятии своей кандидатуры в пользу сына, каждому азербайджанскому избирателю становится ясно, что Ильхам Алиев баллотируется в президенты не вместе, а вместо Гейдара Алиева. И дело даже не в том, что Ильхам — сын и преемник Гейдара Алиева, а в том, что он — его заместитель в избирательном бюллетене. Нужно ли объяснять, что при такой постановке вопроса победа Ильхама Алиева обеспечена, что большинство азербайджанских избирателей будет голосовать не за него и даже не за Алиева-младшего, а все за того же Гейдара Алиева?
В целом это было мудрое решение — прижизненная передача власти. Сейчас уже не стоит гадать, был ли изначально Ильхам Алиев только дублером и стал полноценным кандидатом только в связи с ухудшившимся здоровьем отца либо же, напротив, изначально планировался в качестве основного кандидата на пост президента Азербайджана. В любом случае, при жизни Гейдара Алиева его сыну будет гораздо проще выиграть президентские выборы и сконцентрировать власть в собственных руках — хотя, понятно, что пока Гейдар Алиев будет в состоянии управлять страной, реальная власть будет все-таки принадлежать именно ему. И вместе с тем выбор наследника продемонстрировал очень важную вещь — Гейдар Алиев никому в азербайджанском руководстве не доверяет. Потому что выбрать сына — это и означает никого не выбрать.
В этом парадокс системы управления, формировавшейся в Азербайджане последние три десятилетия — вроде бы все под контролем и никому доверять нельзя. Не успел Гейдар Алиев перебраться в Москву — как дремавшие во времена его правления в Советском Азербайджане группировки подняли голову и стали теснить «нахичеванцев» из ближайшего окружения бывшего первого секретаря. Теперь вот речь идет не о переезде в Москву, а о плохом состоянии здоровья президента и об уходе — может быть, и не номинальном — из большой политики. И немедленно возникают вопросы: а сумеет ли Ильхам Алиев удержать доставшуюся ему по наследству власть? А что произойдет, после того, как не станет Гейдара Алиева, как сын лишится отцовского авторитета? Ведь Ильхам — очевидно, не Гейдар. Согласится ли азербайджанская элита, столь разнородная, с его правлением надолго?
Пока что Ильхама Алиева поддерживают и в Вашингтоне, и в Москве, но поддерживают, исходя из необходимости обеспечения стабильности в Азербайджане. Если будущий президент страны не сможет эту стабильность обеспечить, следовательно, уменьшится и поддержка Ильхама Алиева. И участники игры начнут искать новую карту в азербайджанской колоде — причем, совершенно необязательно, что у Белого дома и Кремля будет один и тот же выбор…