По словам эквадорского этнографа Риты Фуэнтес, испуг от распространения часов у носителей индейской культуры намного сильнее распространения «белых» алкогольных напитков — виски и джина. По традиции, индеец должен четко определять время по солнцу, звездам и даже теням. В соответствии с этим существует много песен и легенд о солнце, звездах и тенях. Все это бережно передается из поколения в поколение. Когда у представителей племен появились механические часы, почти никто тревоги не проявлял — стрелки нормально сосуществовали с солнцем. Рядовой индеец на вопрос который час, отвечал «двенадцать, когда дневное светило будет касаться деревьев». Отныне, после распространения часов электронных, он без угрызения совести назначает свидание «в одиннадцать пятьдесят восемь». О светилах не упоминается. За несколько лет «цивилизованной» жизни индейцы забыли три четверти легенд и сказок, а их язык стал менее поэтичным. Старые соплеменники, старающиеся как можно дольше сохранить традиции среди молодежи, растерянно разводят руками. Близость цивилизации требует от индейца если не интеграции в систему жизни белого человека, то хотя бы сосуществования с ней.
Фуэнтес уверена, что процесс «цивилизирования» индейской молодежи безвозвратен — вряд ли кто-то теперь откажется от точного времени. И почти все теперь живут, как обычные крестьяне, — имеют «белый» дом и земельный участок. А телевизоры и видеомагнитофоны, которые давно прижились в индейских семьях, как это ни удивительно, не привели к забвению сказок и легенд. Часы, как оказалось, являются более страшным оружием цивилизации.