Два визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Москву и Киев ожидаемо не дали результатов. В определенном смысле это можно считать своего рода провалом германской дипломатии и лично бундесканцлерин.
Не следует думать, что в Берлине политически наивные люди, которые строили расчеты на возможность договориться с Путиным хоть о чем-то и каким-то вопросам. Начиная от Украины и кончая освобождением Алексей Навального. Было совершенно понятно, что ни какие уступки ни в чем Кремль не пойдет. И тем более в кардинально изменившейся международной обстановке после последних событий в Афганистане. К тому же процессы в этой стране весьма далеки от завершения и в этом стратегически важном регионе Большого Ближнего Востока начался очередной раунд Большой Игры.
Так зачем было начинать челночную дипломатию, если легко просчитывался отрицательный результат как в Москве, так и в Киеве. Причин несколько, объективных и субъективных, внутренних и внешних.
Во-первых, во всей немецкой политике чувствуется приближение выборов в бундестаг. И ситуация для партии Меркель Христианско-демократического союза (ХДС) и их баварских партнеров из Христианско-социального союза (ХСС) складывается не самым лучшим образом.
Если не произойдет ничего экстраординарного, то текущие рейтинги ХДС-ХСС не внушают оптимизма. Очень может быть, что снова образовать коалицию с социал-демократами не получится, хотя последние несколько нарастили свой рейтинг. Возникла совершенно очевидная перспектива для партии Меркель ухода после выборов в оппозицию.
Хотя личный рейтинг бундесканцлерин остается достаточно высоким, ситуацию пока это нисколько не исправляет. Внутри страны нет ничего такого, что могло бы совершить электоральный прорыв и самое главное в оставшееся время не появится.
Остается что-то сделать в области внешней политики. Здесь на первый план выходят отношения с Россией и Украиной. За ними ясно просматриваются отношения с США. Все завязано в весьма тугой политический узел, который был создан усилиями, в том числе и Меркель.
Во-вторых, налицо попытка перехвата политической инициативы после ухода американцев из Афганистана и несколько затруднительного положения администрации Джо Байдена. Хотя именно это обстоятельство усилило неуступчивость Москвы по всем обсуждаемым вопросам. Там потирают руки и готовятся заполнить политический вакуум в Афганистане и усилить свои позиции в государствах Центральной Азии. Интересно отметить, что российская пропаганда все чаще возвращается к советскому термину Средняя Азия. Это не случайно, а отражение той эйфории, которая сейчас господствует в московских властных коридорах и кабинетах.
В-третьих, Меркель попыталась, хотя бы в пропагандистских целях реанимировать Нормандский процесс, хотя его полный провал давно очевиден. Ответ Москвы был предельно понятным и настолько жестким, что фрау канцлер буквально в сердцах назвала Россию участником войны на востоке Украины. Сделано это было уже в Киеве и сильно контрастировало с выражениям mein lieber Wladimir, сказанными дважды в Москве. Конечно, в Кремле такого не пропустили, что еще больше подчеркивает полную неудачу на переговорах с Путиным.
В-четвертых, в Киеве ситуация сложилась не лучше. Зеленского не убедили заверения, что Германия будет добиваться продления транспорта газа через украинскую ГТС. Также как заверения в санкциях, если Россия будет использовать «Северный поток -2» в политических целях.
Как писала влиятельная немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, «Удивительно, насколько непоколебима Меркель в своей приверженности этому проекту. Ведь теперь даже до некоторых из тех, кто всегда говорил о нем как о «чисто экономическом» проекте, стало доходить, что дело тут в чистейшей геополитике. Этот газопровод осложняет ту поддержку Украины, в которой эта страна срочно нуждается. Поддержку, которую, хочется надеется, продолжит преемник или преемница Меркель». Автор комментария считает весьма странным, что канцлер ФРГ, всегда активно поддерживавшая Украину, одновременно демонстративно хранила верность проекту российского газопровода «Северный поток – 2».
И здесь мы переходим к главной цели челночных визитов Меркель. Ее достаточно четко выразил комментатор агентства Reuters. «Визит в Украину явился необходимым противовесом к встрече c Путиным, поскольку в восточной политике Германии самое позднее со времени российско-украинского конфликта в 2014 году появился новый компонент. Федеральное правительство тогда впервые взяло на себя роль ключевого посредника в войне. Семь лет спустя Меркель на фоне зашедшей в тупик ситуации в Восточной Украине пытается спасти то, что еще можно спасти».
Отсюда призыв снова провести встречу четырех высших руководителей Франции, Германии, Украины и России. Комментатор Reuters видит в предложенном Меркель саммите, как и в целом в ее внешнеполитической активности в последние недели до выборов в бундестаг 26 сентября, попытку сохранить свое политическое наследие.
Из Москвы последовал ожидаемый отказ. Как, впрочем, и из Киева. Обсуждать фактически нечего, так как тупик возник только из-за Кремля, а там снова занимаются внешнеполитическими авантюрами и химерами.
К тому же в Москве ждут результатов выборов в бундестаг, формирования новой коалиции и нового правительства Германии. Некоторое время уйдет на прояснение его политической позиции по глобальным вопросам. Так что российская дипломатия взяла паузу.
По мнению газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, российский президент Путин, который «засел в своей воображаемой осажденной крепости и теперь видит вокруг только врагов, не пойдет на уступки. Скорее он попытается воспользоваться сменой правительства в Германии и приближающимися президентскими выборами во Франции для расширения своих политико-пропагандистских позиций».
Похоже, что в Москве не поняли последствий не очень удачный визит Меркель. Она сделала Путину последние возможные предложения, которые могли позволить ему хоть как-то улучшить отношения с Западом.
Теперь мяч снова на американском поле и у Вашингтона появился тем самым шанс серьезно улучшить свои внешнеполитические позиции. В первую очередь по отношению к Украине. Увеличение объема поддержки должно вселить уверенность в надежности США как союзника и партнера. В первую очередь у азиатских государств от Японии до Южной Кореи и Тайваня.
Косвенно желание Белого дома воспользоваться возникшей возможностью следует из довольно сложных переговоров министров энергетики Германии, США и Украины на полях «Крымской платформы». Немецкий министр оказался перед лицом практически согласованной позиции своих американского и украинского коллег. Ничего конструктивного в отношении того, как Берлин будет добиваться от России продолжения транзита по ГТС, не последовало. И не этого добивались. Было понятно, что ничего вразумительного он не скажет. Гораздо важнее сдвоенная украинско-американская позиция по этому вопросу. Неплохо накануне визита Зеленского в Вашингтон.
Байден меморандумом с Меркель по «Северному потоку-2» заложил мину большой бризантности под будущее немецкое правительство. Или оно заставит Москву заключить соглашение с Украиной по транспорту газа, что очень маловероятно, либо ему придется идти на серьезное обострение отношений с Россией. Выбор для преемников Меркель при любой коалиции очень сложный. И чреватый либо потерей международного престижа, либо финансовыми и прочими внутренними проблемами.
Своими визитами Меркель успеха не добилась, и это будет иметь важные последствия для политической ситуации в Европе в целом и в НАТО и ЕС в частности.