Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черногория может стать независимой. Относительно

24 апреля, 2001 - 00:00

Парламентские выборы в Черногории завершились с результатом, на который, похоже, не расчитывал президент Мило Джуканович. Считалось, что эти выборы продемонстрируют стремление черногорцев получить независимость. В случае, если бы полную победу получил партийный блок, руководимый Джукановичем, действительно, не оставалось бы никаких сомнений, как проголосует на следующем референдуме относительно независимости Чорногории народ небольшой югославской республики. Однако уверенность Джукановича, подтвержденная, между прочим, многочисленными соцопросами, была откорректирована именно выборами законотворцев. Блок «Победа Черногории», возглавляемый Джукановичем, получил по предыдущим результатам около 42%, конкуренты президента из блока «За Югославию» — почти 41%. После этого говорить можно разве что об относительной победе Джукановича: 77 мест в черногорском парламенте будут распределены фактически поровну между сторонниками независимости республики и ее противниками с незначительным преимуществом первых. Впрочем, повод для надежд у Джукановича еще остается. Во-первых, в черногорский парламент прошла и другая сила — «Либеральный союз», которая также выступает за выход из Союзной республики Югославии. Можно вполне ожидать создания парламентского большинства именно из партий от блока «Победа Черногории» и либералов. Кроме того, до референдума, который должен состояться в июне, у Джукановича есть еще достаточно времени для пропаганды своих идей.

Будет ли хотеть этого сам президент? Если принимать во внимание послушность Джукановича относительно советов Запада, то разговоры о независимости в Черногории на повестке дня не должны бы стоять. Европейский Союз не раз указывал на стабильность региона, которую напрямую связывают с целостностью Югославии (или того, что осталось от бывшей Югославии). В ЕС небезосновательно побаиваются, что вследствие выхода из СРЮ Черногории на Балканах не избежать очередного кровопролития. По принципу домино затребовать своей независимости могут другие балканские регионы (по большей части этнические). Речь идет, в частности, о Косово, о боснийских хорватах, македонских албанцах... Совет Безопасности ООН также неоднократно указывал на неделимость Югославии, и Джуканович якобы с этим соглашался (хотя потом снова и снова начинал произносить постулаты о несуществовании Югославии). В самом Белграде, очевидно, готовы к любому результату. Или только демонстрируют готовность. Югославский президент Воислав Коштуница подтвердил, что вопрос независимости Черногории в руках самих черногорцев. Силовое вмешательство якобы также исключается. Понятно, что Коштуница делает подобные заявления вынужденно, все еще надеясь на поддержку в этом вопросе Запада. А Джуканович, если и прислушивается к западной точке зрения, то только тогда, когда это выгодно ему самому. Биография Джукановича просто изобилует примерами переменчивости его позиций. Позавчера он еще пылкий сторонник Милошевича и целостности Югославии. Его слова: «Мы не хотим к нам никого, кто не хочет Югославии». Вчера он уже делает все возможное для большей автономизации Черногории и хулит Милошевича. «Югославские объединенные левые в Черногории не пройдут», — один из лозунгов Джукановича в сторону жены Милошевича Мирьяны (она, правда, отплатила той же монетой, назвав Джукановича «контрабандистом и мафиози, который сидит на главной государственной должности»). Сегодня Джуканович-президент вслух говорит о независимости Черногории, а завтра... Завтра же на самом деле неизвестно, чего ожидать. Социологические опросы, как показали парламентские выборы в республике, не отвечают действительности. В Белграде убеждены, что количество сторонников и противников черногорской независимости фактически одинаково. Кто перевесит? Джуканович, если «целесообразно» воспользуется временем, которое осталось до референдума? Или — Коштуница, если его поддержит Запад?

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ