В Румынии будут размещены военные базы Соединенных Штатов. Подобные планы вынашивались довольно давно. Однако только сейчас эта информация подтвердилась «документально».
Во время своего первого в качестве главы внешнеполитического ведомства США визита в Бухарест, состоявшегося на прошлой неделе, Кондолизза Райс подписала вместе со своим румынским коллегой Михаем-Резваном Унгуряну соглашение о размещении на территории Румынии четырех военных баз США (The Military Access Agreement). Одну из баз планируется разместить вблизи черноморского порта Констанца на военном аэродроме «Михаил Когалничану». Недалеко от этого места, в Приднестровье, находится бригада российских войск. Три другие базы расположатся в Чинку; на военных аэродромах Смердана на востоке страны, неподалеку от дельты Дуная и границы с Украиной и Молдовой; а также на полигоне в Бабадаге (восток страны).
Военные базы, появление которых ожидается уже в 2006 году, во-первых, будут постоянными, во-вторых, намного меньше и мобильнее, чем действовавшие во времена «холодной войны» на территории Германии. Основное назначение — военная подготовка и тренировка около 1500 американских военнослужащих. Кроме того, эти небольшие опорные пункты обязательно будут иметь всю необходимую технику. Только в модернизацию базы Когалничану, по условиям соглашения, планируется вложить около 20 млн. долларов.
Еще в 2003 году Пентагон использовал эту военно-воздушную базу для переправки военного оборудования и семи тысяч военнослужащих США во время начальной стадии операции в Ираке. Около трех с половиной тысяч американских военных тогда временно находились на территории Румынии. Эту базу также использовали для ротации миротворческих миссий в Боснии и Косово.
В октябре 2004 года по результатам встречи министров обороны России и Румынии — Сергея Иванова и Иона Мирчи Пашку, российские СМИ радовались по поводу того, что вместо трех направлений сотрудничества в сфере безопасности и обороны румынская сторона предложила России 13— 14 тем. Тем временем, за два дня до российско-румынской встречи военно-воздушную базу-57 с двухдневной «инспекционной поездкой» по приглашению своего румынского коллеги посетил министр обороны США Дональд Рамсфельд. Продолжался диалог между США и Румынией и на президентском уровне. В июне 2005 года госсекретарь США Райс объявила, что процесс прошел стадию технической и военной оценки и вступил в фазу политических и юридических переговоров. Наконец, 17 ноября 2005 года во время выступления на двухдневном международном форуме «Новая волна освобождения Европы», проходившем в Тбилиси, президент Румынии объявил о будущем подписании соглашения о размещении военных баз США на территории Румынии. Как отметила во время общей с президентом Басеску пресс-конференции Кондолизза Райс, «Румыния — одна из самых больших и ближайших друзей США, с которой у нас общие ценности. Наши силы — братья и сестры по оружию в Ираке, Афганистане и на Балканах».
Усиление военного присутствия США в Румынии является частью плана передислокации американских войск из Западной Европы в Восточную, объявленного президентом Джорджем Бушем в конце 2004 года. В числе аргументов в пользу подписания этого соглашения — защита от террористической угрозы.
Госсекретарь Соединенных Штатов отметила, что у США и Румынии есть «общий интерес в развитии Черноморского региона». По некоторыми данным, американские корабли будут патрулировать Черное море с целью защиты баз, что в свою очередь, положит конец российской и турецкой монополии в этом регионе.
На вопрос, почему базы было решено разместить именно в Румынии, госсекретарь Кондолизза Райс ответила: «Это целесообразно как с географической точки зрения, так и по соображениям совместного прохождения военных учений. Румыния особенно активно участвует в Международной программе военной подготовки, начатой США, и направляет туда большое количество своих офицеров. Кроме всего прочего, Румыния взяла курс на трансформацию своих военных сил с целью их усиления, а также увеличения их технических возможностей».
Объективно у Румынии важное геополитическое расположение. Военная база возле Констанцы — первая база США на Черноморском побережье. Базы — ключ к Дунаю, самой большой водной и транспортной артерии Европы. Контролировать Дунай — означает иметь большое влияние на европейские дела. Кроме того, Румыния — ключ к Балканам.
Американо-румынское соглашение — это первый подобный договор, который США заключают с одной из стран Юго-Восточной Европы, делая шаг вперед в стратегическом продвижении своего государства на восток. Не зря госсекретарь США во время общей с румынским президентом пресс- конференции назвала это соглашение «историческим». Румыния — первая страна, задействованная в американской стратегии redeployment — перемещения военных баз США из Западной Европы в Восточную.
Сейчас с большой долей уверенности можно прогнозировать увеличение объема американских инвестиций в румынскую экономику. По словам президента американской корпорации АIС, «американцы любят инвестировать в страны, приветствующие создание американских баз на своей территории». Кроме того, румынская сторона может смело рассчитывать на поддержку со стороны США своей позиции и инициатив на международной арене. Несмотря на тот факт, что планируемое увеличение объема иностранных инвестиций улучшит состояние румынской экономики и уменьшит экономический отрыв от более богатых европейских государств, ЕС, ряды которого Румыния должна пополнить в 2007 году, по всей вероятности, будет иметь определенные предостережения относительно расположения четырех военных баз США на территории Румынии и до сих пор не расследованных слухов о возможном существовании тайных тюрем ЦРУ на территории этой страны.
Вопреки заверениям президента Траяна Басеску о том, что расположение американских военных баз на территории Румынии отображает стремление всего народа, румыны все чаще высказывают свои опасения по поводу того, что базы и вся территория Румынии могут стать мишенью для террористов, что не может не повлиять на общую ситуацию в бассейне Черного моря.
Реакция министерства обороны России была не такой резкой, как высказывания российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Сергей Иванов сказал, что американское правительство информировало российских коллег об этом. Однако РФ до конца еще не известно назначение американских баз на территории Румынии, численность американских военнослужащих и техники, которая будет там размещена. Тем временем, с приближением к Ближнему Востоку американские базы приближаются и к российским границам.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:
— 7 декабря, когда Украина стала участником оборонной инициативы стран Юго-Восточной Европы и вступила в соответствующие институциональные структуры, министр обороны США Дональд Рамсфельд подтвердил намерение США создать в Юго-Восточной Европе систему военных баз с размещением на них незначительных контингентов. В случае необходимости также предполагается размещение здесь дополнительных военных контингентов США. После подписания соглашения с Румынией, предполагается также размещение базы США в Болгарии. Такое соглашение может быть подписано до марта 2006 г.
Что касается сухопутных военных баз США в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, прямые ограничения на этот счет, помимо положений Адаптированного договора по сокращению обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, отсутствуют. Разумеется, поскольку большинство стран этого региона являются членами НАТО, они имеют право заключать соглашения и размещать на своей территории военные базы и объекты, находящиеся под контролем командования Альянса или отдельных его членов.
Что касается американо-российских отношений, вполне очевидно, что негласный компромисс, некогда заключенный между Б.Клинтоном и Б.Ельциным в ходе переговоров в Хельсинки (1996 г.), в полной мере уже не действует. Тогда речь шла о том, что в целях укрепления доверия, Россия соглашается на вступление в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, а страны НАТО не будут размещать в Центральной Европе ядерного оружия и воздержатся от использования военной инфраструктуры бывшего Варшавского договора.
Время идет, ситуация меняется. Вслед за выводом российских военных баз из Грузии следует ожидать прекращения достаточно символического военного присутствия России в Приднестровье, а также, что более важно, «размораживания» территориальных и этнополитических конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Реализуемая инициатива предполагает серьезное изменение военно-политического баланса. Поскольку страны-союзники США в Причерноморье ведут себя относительно вяло и предпочитают избегать обострения военной напряженности, для начала решительных действий США необходима региональная военная инфраструктура, включая создание военно-морских баз.
Как раз этот пункт и является самым конфликтным с точки зрения международного права. Уместно более подробно остановиться на ряде деталей. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает четыре вида проливов, используемых для международного судоходства. Помимо проливов между двумя частями «открытого моря» (с правом беспрепятственного транзитного прохода военных кораблей), проливов между островом государства и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, и проливов между открытым морем и территориальным морем иностранного государства, выделяется особый тип проливов, режим которых регулируется специальными конвенциями. Именно к ним относятся Черноморские проливы, режим которых регулируется конвенцией, подписанной в Монтрё 20 июля 1936 г. Участниками конвенции, которая действует до сих пор, являются Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР (включая страны-правопреемники), Югославия (Сербия и Черногория) и Италия.
В мирное время конвенция предусматривает свободный проход через проливы легких надводных военных кораблей «независимо от того, принадлежат ли они государствам, прибрежным к Черному морю, или нет». Что касается военных кораблей иных классов, в их отношении предусмотрен ряд ограничений. Однако независимо от цели пребывания и численности, отряды боевых кораблей нечерноморских стран могут находиться в Черном море не более 21 дня. Тем более для военных судов нечерноморских стран не предусмотрены возможности черноморского порта приписки, типа Констанцы или Бургаса.
В отношении мер доверия, Конвенция Монтрё предусматривает детальное информирование черноморскими странами Турции относительно размеров (общего тоннажа) своего флота, а также заблаговременное информирование о проходе кораблей через проливы. Ограничение общего режима действия конвенции предусмотрено лишь в случае участия Турции в войне или возникновения для Турции непосредственной угрозы военной опасности. В этом случае проход военных кораблей через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. Разумеется, военная опасность в черноморском бассейне может возникнуть лишь в результате прямого столкновения государств региона, например, Грузии и России, или Азербайджана и Армении…
Таким образом, правовой режим черноморских проливов не предусматривает возможности создания военных баз нечерноморских государств в Черном море. Можно спорить о том, являются ли нынешние нормы международного права достаточно адекватными существующей ситуации, и отражают ли они реальную расстановку сил в мире. В этом смысле, ответ скорее нет, чем да.
Международная система не стала ни более стабильной, ни более безопасной. Поэтому, что касается Черноморского региона, существует лишь один рациональный подход — совершенствование и развитие международно- правовых норм, снижение по возможности удельного веса военных методов при разрешении противоречий, максимально полный учет интересов сторон в урегулировании споров и конфликтов.