Визовый режим Евросоюза делит Восточную Европу на два лагеря. Тема «новых железных занавесов» в Европе стала актуальной с того времени, когда страны бывшего соцлагеря разделились на «отличников» и неудачников европейской интеграции. Сейчас участь последних в данном случае во многом зависит от поведения стран-кандидатов в ЕС. Украине в отличие от Болгарии (как следует из приведенной ниже статьи) повезло больше: например, Польша и Венгрия пока воздерживаются от визовой «стены» перед Украиной. Очевидно, они делают это по вполне известным экономическим причинам. Точно также очевидно, что рисковать отношениями с Евросоюзом они тоже не будут. Особенно если сами украинцы не захотят помочь своим западным соседям (а в первую очередь — себе).
Жителей Шенгена, сонного городка вблизи границы Люксембурга с Францией и Германией, очень бы удивила ненависть, испытываемая к их родному городу по всей Восточной Европе. Все дело в том, что ценой, принесенной Шенгенским соглашением свободы передвижения безпаспортного контроля в пределах ЕС, стала нелепо усложненная процедура въезда для остальных европейцев.
Худший аспект — так называемый «шенгенский черный список». Граждане европейских стран, не входящих в шенгенскую зону, напоминают представшую перед судом Алису в Стране Чудес: чтобы получить шенгенскую визу, они должны доказать, что не являются преступниками или искателями нелегальной работы. Но все знают, что практически невозможно изменить негативное отношение. «Шенгенские» европейцы безразлично пожимают плечами. Похоже, они считают, что любой проживающий за пределами Шенгенской зоны — представитель низкопробной постсоветской породы, чуть ли не «недочеловек».
В последние недели раздраженные болгары протестовали против процесса выдачи Шенгенской визы. По накалу страстей эти демонстрации превзошли даже митинги протеста времен натовских бомбежек Югославии. В основном ярость болгар направлена на Европу. Однако известная ее доля достается соседней Румынии, поскольку на предстоящей встрече Совета ЕС по вопросам правосудия и внутренних дел должно быть решено, когда снять Шенгенские ограничения с обеих стран, и следует ли это делать вообще. Такая ситуация противопоставляет Болгарию и Румынию по классической схеме «разделяй и властвуй».
При введении шенгенских соглашений и Румыния, и Болгария оказались в черном списке. Когда обе страны были приглашены к началу переговоров о вступлении в ЕС, им сказали, что нужно сделать для того, чтобы оказаться вычеркнутым из этого списка: ужесточить пограничный и таможенный контроль, установить более строгие санкции за транзит наркотиков и нелегальных иммигрантов, и повысить степень защищенности от подделки документов, удостоверяющих личность.
По всем расчетам Болгария выполнила все эти требования, и в данный момент ждет ответных шагов ЕС. И действительно, только в прошлом году болгарские пограничники конфисковали более 1000 килограммов нелегальных наркотиков, примерно столько же, сколько в совокупности было конфисковано во всей Европе вместе взятой. Этот факт побудил американского посла в Софии назвать неустанно борющуюся с контрабандой наркотиков Болгарию «одним из самых надежных партнеров Америки» в войне против наркотиков.
По отношению к Румынии мнения членов ЕС разделились. Германия сомневается в том, что Румыния готова для вступления в Шенгенское соглашение, и предлагает рассматривать Румынию и Болгарию по отдельности, согласно достижениям каждой из стран. Несомненно, все понимают, что это значит: Германия хочет, чтобы Румыния прождала на пороге ЕС как можно дольше.
Франция, среди прочих, озабочена возможным антагонизмом румын, — пожалуй, единственного народа Восточной Европы, получающего дипломатические подсказки из Парижа. Французские дипломаты (похоже, с молчаливого согласия греков и голландцев) предлагают, чтобы по всем вопросам Шенгенского соглашения Румыния и Болгария рассматривались бы в паре, подобно сиамским близнецам. Поэтому сейчас болгары начинают обвинять румын в том, что из-за них приходится ждать.
Ассен Агов, глава нашего парламентского комитета по внешней политике, так отреагировал на опасения по поводу того, что Болгарии придется ждать отставшую Румынию: если визовые ограничения ЕС не будут своевременно отменены, то Болгарии следует выйти из Балканского Пакта Стабильности, и, возможно, аннулировать его. Его логика такова, что в соответствии с Пактом Стабильности Болгария отнесена в одну группу с хрупкими балканскими демократиями типа Македонии и Хорватии, которые могут никогда не увидеть европейский «свет в конце туннеля», — по крайней мере, в ближайшем будущем. Похоже, вина болгар заключается просто в географической близости к балканским войнам.
Болгарский национальный координатор Пакта Стабильности подал в отставку в знак протеста против резких заявлений Агова, а правительство попыталось дистанцироваться еще дальше. Но поскольку оппозиция нападает на наше правительство реформаторов за якобы малодушие перед ЕС, то несколько министров все же присоединилось к мнению Агова. Подобным образом в ходе специальных дебатов в парламенте поступили и многие члены правящего большинства. Объективы тележурналистов поймали исполняющего обязанности премьер-министра Петра Жотева, заявляющего о том, что «очевидно, мы физически неприемлемы для Европы. Они не хотят, чтобы мы были в ней».
Шенгенские ограничения ранят не только национальную гордость и экономику. То, как ЕС до сих пор решал эту относительно маловажную проблему, показывает, что дорога к членству в ЕС оказывается вымощенной ханжескими намерениями. Определяют ли членство в ЕС дружеские или предвзятые отношения, либо же ситуация определяется объективными обстоятельствами? Например, в Латвии и Литве визы исчезли без какого-либо шума просто потому, что страны-соседи жестко лоббировали это решение. Выражаясь словами датского министра иностранных дел, «прием стран Балтии в ЕС является приоритетом внешней политики Дании». Однако ближайшие к Болгарии страны-члены ЕС, похоже, тоскуют по железному занавесу.
30 ноября Совет ЕС по вопросам правосудия и внутренних дел должен встретиться для того, чтобы определить судьбу Болгарии и Румынии в рамках Шенгенского соглашения. Члены Совета не должны рассматривать это решение лишь в узком смысле, поскольку — по крайней мере в Болгарии — их слова и поступки начинают искажать само значение выражения «быть в Европе». Если объективные факты и выполненные обязательства можно умышленно проигнорировать, то болгары действительно могут поверить в то, что ЕС заинтересован единственно в расширении Европы «балканизирующего» типа.