Визит украинской делегации во главе с премьер-министром Виктором Януковичем в Брюссель для участия в заседании Совета ЕС-Украина был первым контактом высокого уровня за довольно длительное время. При этом, только на прошлой неделе Европейская Комиссия и Совет ЕС направили в Европейский парламент документ, который содержал концепцию отношений в «более широкой Европе» между расширенным ЕС и «новыми соседями». Визит не оправдал надежд, по меньшей мере, по одной позиции: ЕС не предоставил Украине, как это ожидалось в Киеве, статус страны с рыночной экономикой. Зато во время визита был подписан двухсторонний протокол по доступу на рынки товаров и услуг, необходимый в процессе присоединения Украины к Всемирной торговой организации. В целом украинская делегация выглядела удовлетворенной.
Президент Европейской Комиссии Романо Проди, осенью прошлого года заявлявший, что и Новая Зеландия может говорить о своих европейских традициях, сказал, как сообщил Интерфакс-Украина, что представленный на прошлой неделе документ предоставит больше инструментов по углублению отношений, и нужно удвоить усилия в экономическом и политическом сотрудничестве. Проди сказал, что «Украина и Европа» не только друзья, но и стратегические партнеры, что вопрос о членстве Украины в ЕС несвоевременный, но будет делаться все, чтобы интенсифицировать отношения — в рамках существующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Здесь чрезвычайно сложно найти что-то отличающееся от того, что говорилось год, два, три назад. Что касается украинских перспектив, то, по словам Проди, «мы не создаем расширенный Европейский Союз, чтобы перенести границы. Мы готовы не передвигаться маленькими шагами, а иметь существенное движение». Углубление отношений должно произойти, по мнению президента Европейской комиссии, прежде всего в сфере транспортировки газа, инвестиций и коммуникаций. Кроме того, по его словам, ЕС и Украина договорились о проведении в Брюсселе форума для определения позиций по проекту нефтепровода Одесса—Броды—Гданск, для чего необходимо, чтобы украинское и польское правительство договорились между собой. Янукович отметил также заинтересованность ЕС в создании международного газотранспортного консорциума.
В том, что касается непредоставления Союзом Украине статуса страны с рыночной экономикой, то, как сказал Би-Би-Си представитель Еврокомиссии Диего де Охеда, Украина для этого сделала еще не все, и представители ЕС обнаружили пять пунктов, над которыми еще следует работать. «В том, что касается рыночного статуса, то они дали нам ответ, содержавший те пункты, над которыми еще нужно работать. Среди них — налоговый кодекс, корпоративное управление, степень вмешательства государства в корпоративное управление. Мы бы хотели, и это — наиболее оптимистичный прогноз — завершить эту работу к саммиту Украина— ЕС осенью. Наиболее реалистичным сценарием выглядит предоставление Украине рыночного статуса в следующем году», сказал «Дню» один из участников переговоров.
В целом же ход переговоров госсекретарь МИД Украины Александр Чалый прокомментировал для «Дня» следующим образом: «Мы выяснили одну важную вещь: обсуждение документа о будущих отношениях будет идти как минимум до конца греческого председательства. Все нас здесь убеждали, что вопросы европейской перспективы для Украины и возможного ее членства в ЕС не снимаются, но в долгосрочной перспективе. В том, что касается краткосрочной перспективы, то нам говорят, что «мы к этому не готовы, и вы к этому не готовы».
Из полученных нами позитивов — что очень серьезно — новая концепция механизмов сотрудничества. Они в ЕС наконец начали употреблять слово «интеграция» по отношению к Украине (к экономике, к рынку ЕС). Мы хотели, чтобы была разработана новая концепция технической помощи — и этот вопрос решается на базе создания программы трансграничного сотрудничества и объединения программ TACIS и PHARE. Мы хотели привлечения к проектам в Украине Европейского инвестиционного банка — и этот вопрос также решается. Мы хотели получить безвизовый режим поездок для владельцев дипломатических и служебных паспортов — это вопрос тоже обсуждается, а также и вопрос облегчения визового режима в целом, причем с учетом потребностей ЕС в миграции рабочей силы. Следовательно, можно говорить, что за исключением структурированного политического диалога, присоединения к институциям, ЕС обсуждает с Украиной возможность продвинуться настолько далеко, насколько это возможно.
Далее — подписан двухсторонний протокол о доступе на рынки товаров и услуг, очень важном для продвижения в ВТО. Транспортный коридор номер 5 — есть ощущение, что на этом направлении продолжится очень активная работа. Кроме того, по словам госсекретаря Чалого, проект нефтепровода Одесса—Броды рассматривается как очень важный в контексте энергетической безопасности ЕС. Александр Чалый также сообщил о намерениях комиссара Европейской Комиссии Криса Паттена, ответственного за внешние отношения ЕС, посетить Украину осенью этого года.
Что же касается общего фона, на котором сейчас проходит разговор между Украиной и ЕС, то украинские дипломаты считают, что кроме прочего, в ЕС уже сейчас ощутили первые негативные последствия расширения, в условиях, когда ЕС оказался расколотым в отношении иракского вопроса, и эта проблема их весьма беспокоит.
Янукович старался заверить «европейцев» в «спокойном» отношении Украины к своим перспективам в СНГ. Между тем, первая реакция Запада на сообщение о намерениях создания единого экономического пространства между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном свидетельствовала, по меньшей мере, об удивлении. К тому же, недавно премьер-министр России Касьянов популярно объяснял Януковичу, что подобное пространство может существовать исключительно на российских правилах, и слово «ВТО» в этом разговоре не произносилось, зато говорилось о единой валюте (в Киеве популярен тезис о сотрудничестве в рамках этого «пространства» на принципах ВТО).
КОММЕНТАРИЙ
Ольга АЛЕКСАНДРОВА, исследователь, Фонд «Наука и политика», Берлин
— Почему, на ваш взгляд, ЕС изобретает новые подходы вместо использования применительно к «новым соседям» тех же инструментов, которые успешно сработали в отношениях ЕС со странами Центральной Европы?
— Почему — это понятно. Чтобы не создавать себе лишних проблем. Насколько я могу понять, в ЕС решили, что после первого тура расширения больше в ближайшие годы расширяться не будут. Однако в то же время они понимают, что совсем не реагировать на постоянный стук в дверь той же Украины нельзя. Поэтому и начинают придумывать «красивую» паллиативу. Ведь когда Шредер говорил в Киеве о возможности ассоциации Украины с ЕС, он, возможно, не совсем отдавал себе отчет о смысле сказанного. Ибо после этого ни разу об этом уже не упоминал.
К сожалению, на уровне политики в ЕС принята сейчас именно такая линия. И теперь будет все труднее пытаться продвигать иные точки зрения по поводу возможных отношений.
— То есть, существующая сегодня неопределенность, когда Украине не говорится ни «да», ни «нет», сохранится?
—«Да» они никогда не скажут. «Нет» они тоже сказать не могут. Поэтому и предлагается статус «нового соседа». Нужно сказать, что они будут вынуждены к этому вопросу возвращаться. Однако сейчас вследствие необходимости подготовки будущих новых членов, вследствие иных приоритетов вопрос «нового соседства» отодвинут во вторую, третью, четвертую очередь. И с учетом последних событий, с учетом эскапад Ширака в адрес Польши и Венгрии, такая ситуация пока будет только усугубляться.
— Почему, на ваш взгляд, Европейская Комиссия сейчас отказала Украине в признании ее страной с рыночной экономикой?
Если судить объективно, то Европейская Комиссия могла принять и такое решение, и другое. Принятое решение говорит о том, что в Брюсселе подходят к Украине с очень строгими критериями. Это в определенной степени и сигнал Президенту Кучме и его ближайшему окружению — если они действительно хотят хоть какого-то признания, то проблемы неизбежны, если они всерьез не займутся проведением реформ.
Почему такой статус был предоставлен России? Потому, что Соединенные Штаты его раньше предоставили России, они должны были что- то дать России в обмен за сделанные ей уступки. И в этих условиях ЕС было очень трудно принять иное решение. В отношении же Украины американцы этот вопрос только обсуждают.
Кроме того, история с «Кольчугами» очень осложнила международное положение Украины, а у ЕС — очень большая инерция при подготовке и принятии решений. Да и американцы, конечно, не забудут «Кольчуг».
— Таким образом, сейчас нельзя рассчитывать на перспективы?
— Я не могу сказать, что у Украины нет перспектив. Все будет зависеть от того, что будет происходить в украинской внутренней политике. Сегодня, говоря об отношении ЕС к Украине, нужно признать, что процессы, происходящие в самой Украине, не настраивают на оптимизм. Команда, находящаяся у власти в Украине, ни у кого восторга не вызывает, и сохранение нынешнего правительства может вызывать проблемы.