ФИЛАРЕТ, Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата:
— Папа Иоанн Павел II — выдающийся человек не только в христианстве, но и в масштабах целого мира. В первую очередь потому, что он активно занимался миротворческой деятельностью. Я сам участвовал в конференции, которую организовал Папа Иоанн Павел II, на которой были представлены разные религии мира. Кроме того, он был великим экуменистом, объехал весь мир, проповедуя христианскую любовь. В 2001 году, во время визита в Украину, Папа встретился с представителями разных церквей. Так что для церкви Христовой, как и для мира в целом, смерть Папы — это большая утрата. Конечно, память о нем будет не только в сердцах верующих католиков. Православные христиане его также будут помнить.
Мирослав ПОПОВИЧ, академик НАН Украины:
— Трудно сказать, какими будут последствия сейчас, поскольку мы не знаем, кто будет следующим Папой, какие у него будут представления о ходе мировых событий, ведь Ватикан не такая уже и великая держава (когда-то Сталин спрашивал, сколько у нее дивизий). Это для нее не играет совсем никакой роли. Речь идет о том, насколько может быть большим моральное влияние на человечество. Это зависит исключительно от фигуры будущего Папы. И можно уверенно сказать, что такая фигура, какой был Кароль Войтыла, появляется не часто. Думаю, что с этой точки зрения нам всем придется ощутить огромную потерю.
Мне кажется, что главным будет то влияние, которое Папа и его идеи будут оказывать после его смерти. Поскольку он был человеком настолько большого калибра, что их (идеи. — Ред. ) начинают осмысливать на расстоянии. Я читал множество его энциклик, обращений, бесед и могу сказать, что он недооценен как мыслитель. Мы сейчас видим только отдельные акции, которые он осуществил, но невозможно, скажем, полностью осмыслить то, что он сделал в отношениях церкви с Богом. Это совсем невероятная вещь. Такого никогда нельзя было представить в католицизме, ведь, по сути, он покончил с догматом о неподсудности Папы и церкви человеческому суду. Он, правда, говорил о суде Божьем и просил прощения перед ним, но это, собственно, тот мировой дух, та суть цивилизации, о которой мы можем прочитать между строк.
Итак, я сказал бы, что Папа придал традиционному для церкви консерватизму такой характер, который может быть приемлем (и должен быть приемлем) каждому, кто живет в европейском обществе. Независимо от того, левый он, правый или религиозный человек. И если он религиозный человек, то к какой конфессии он относится. Ведь есть люди разных ориентаций, и есть такие, кто может жить в рамках общества, которое мы называем обществом с европейскими ценностями. А есть такие люди, которые в рамках этого общества жить не могут. Вот тот консерватизм, который был до Иоанна Павла II , был несовместим с духом современной Европы. Наследие, которое мы получили сегодня, — это мировоззрение, которое приемлемо как та граница, в рамках которой мы должны жить. Я думаю, что в этом отношении влияние Папы будет усиливаться.
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук:
— Прежде всего хотелось бы отметить трагические обстоятельства, связанные со смертью Папы Иоанна Павла II. Дело в том, что с этим понтификом ушел, быть может, наилучший человек ХХ столетия. Человек, который в деле укрепления евангелизации мира и духовности христианства сделал, пожалуй, больше всего по сравнению с другими понтификами и предшествующими опытами христианской пропаганды. Трудно, разумеется, сейчас говорить о последствиях этого трагического события, поскольку личность Папы чрезвычайно велика, и предвидеть, кто может сравниться с ней, очень трудно. Для того, чтобы оценить потерю и то, что, быть может, маячит в будущем, необходимо подчеркнуть основное, что было сделано Иоанном Павлом II.
Прежде всего необходимо сказать, что он ответил на основные глобальные вопросы ХХ, а затем и ХХI столетия. Главным здесь, пожалуй, будет то, что он пытался духовно соединить религиозный опыт Востока и Запада с позиций ценностей христианства. Это человек, который впервые провозгласил (может быть, утопическую, но, вероятно, наиболее отвечающую духу ХХI столетия) идею формирования «цивилизации любви». То есть замены позиции вражды позицией солидарности народов, позицией взаимодействия и даже партнерства. Речь идет о любви не просто как о неком психологическом состоянии. Речь идет о любви как способности найти абсолютный центр в другом человеке. Это очень большое достижение.
Этот человек провозгласил очень близкую, особенно для украинского менталитета, идею о мудрости как альтернативе тому техницизму, тому увлечению утилитарной технологией, которая сейчас охватила человечество. Как мы знаем, проект восстановления мудрости в XVIII веке (впервые после античности) был восстановлен Григорием Сковородою. А на уровне теологического христианства и католического богословия это было сформулировано Папой. Это, пожалуй, также очень серьезное достижение.
Хотелось бы также сказать о тезисе, который все время провозглашал Иоанн Павел II, — о ценности истины в наше время. О ценности истины, которая не затемняет веру, а дополняет. Его идея в энциклике «Вера и разум» заключалась в том, что ответом на отвагу разума необходима отвага веры.
Можно было бы еще много говорить о результатах деятельности Иоанна Павла II (ведь он создал 12 энциклик). Он был одним из наиболее авторитетных деятелей, которые реализовали в общем-то революционные идеи Второго Ватиканского Собора. Который поставил в центре внимания христианства человека в том смысле, что он показал, что страдания человека в ХХ веке оказались сравнимыми, а может быть, даже более острыми, чем страдания Бога. И отсюда идея энциклики «Евангелие жизни» — абсолютная ценность жизни и провозглашение ее этической ценности.
Каким образом будут развиваться события дальше? Пожалуй, здесь можно высказать некоторую пессимистическую мысль. Дело в том, что я не случайно говорил о результатах деятельности Папы. Он настолько далеко переступил порог надежды в деле евангализации мира, что, пожалуй, начнется некоторый откат в этой области. Это уже можно прогнозировать по известной декларации «Доменус Езус» 2000 года, которую опубликовала Ватиканская Конгрегация вероучения. В ней говорится о том, что все-таки признание роли других церквей (в том числе восточных, религий Индии и Китая, а также иудаизма и ислама), возможно только при признании центральной роли Католической церкви. Хотя вроде бы по тексту никаких возражений идеям евангализации Иоанна Павла II не было, но по существу — это откат. И скорее всего этот откат будет продолжаться, а экуменизм, то есть идея единства всех церквей, все больше и больше будет приобретать этико-моральный, а не практический характер.
С другой стороны, авторитет Папы был настолько высоким среди всех других конфессий, что вряд ли он может в ближайшие десятилетия быть заменен деятельностью какой-то другой фигуры. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время усилия будут сконцентрированы на поднятие самого Ватикана и Католической церкви (для укрепления авторитета которой очень много сделал Иоанн Павел II ). Мы уже видим некоторые особенности этой деятельности. Я имею в виду то, что в траурной церемонии похорон Папы впервые будут участвовать 200 глав государств. До сих пор (при смерти предшествовавшего Папы Иоанна ХХ III ) присутствовали только представители посольств. А присутствие глав государст говорит, что начнется интенсивный процесс поднятия роли и значения в мире именно Католической церкви. Практически вероятно и послание Патриарха Православной церкви Московского патриархата Алексия II . Оно снова-таки акцентирует внимание не на самом Папе, а на деятельности Ватикана. Можно сказать, что жест протянутой руки между Востоком и Западом, который провозгласил Иоанн Павел II , безусловно, останется, но с серьезными оговорками и утверждением необходимости и базового значения католических ценностей. По всей вероятности, это будет тяжелое испытание для Православной церкви Московского патриархата, поскольку такое небывалое поднятие авторитета Католической церкви (с ее достаточно большими новациями на фоне консерватизма Московского патриархата) может оказаться невыгодным для православия.
Кроме того, останется ставка ушедшего Папы на молодежь. Это была достаточно революционная мера. Дело в том, что каноническое богословие не знало понятия юности. Согласно Библии, Адам появился на свет уже в зрелом возрасте. И поэтому Католическая церковь, как и христианство вообще, не особенно обращала внимание на проблему молодежи. Именно Папа обратил на это внимание и получил ответ с ее стороны. Насколько мне известно, Ватиканское радио передавало, что якобы он прошептал, что шел всегда к молодежи, и вот она пришла к нему (это когда оказалось, что на площади перед Апостольским дворцом преобладала молодежь). Значит, это (ставка на молодежь) будет большим вызовом другим конфессиям и прежде всего — консервативному православию.
Хочу еще заметить, что, вероятно, останется идея Папы, что главной христианской ценностью в ХХI веке станет благотворительность. То есть — способность переживать страдания беднейшей части человечества и той части деятелей культуры, которые нуждаются в поддержке под натиском современной массовой культуры. Следует отметить также важность идеи Папы, которая будет безусловно подхвачена, — это рассмотрение культуры как способа единения истины и веры.
Мирослав МАРИНОВИЧ, преподаватель Католического университета Украинской греко-католической церкви, г. Львов:
— На вопрос о том, кого мы потеряли, можно отвечать по-разному, в разных ракурсах. Начать хотелось бы с того, как мы вообще растолковываем влияние этой личности на мир. Ведь сегодня скорбит действительно весь мир, все мировые СМИ говорят об одном и том же событии.
Чем он завоевал свой авторитет, что есть в личности Иоанна Павла II такого, что отличает его от крупных политических деятелей? Ответом на эти вопросы является прежде всего отношение Папы к духовности, его духовный мир. Это человек, который каждое утро стоял на коленях и молился Богу. А уж потом брался за решение проблем церкви, а значит, — и мировых проблем. Вот именно этот ракурс мы не должны забывать. Стать Римским Папой — это не просто быть избранным так, как избирают политических деятелей и начать руководить, чтобы удивился весь мир. Необходим также соответствующий духовный мир, духовная формация. Именно благодаря духовности Иоанн Павел II стал авторитетом не только для католиков, но и для всего мира.
Теперь этот человек ушел. Сегодня уже стало понятно, что найти замену Иоанну Павлу II будет очень и очень трудно. Он создал новую формулировку современной эпохи. Ведь это модернистское пренебрежение религиозным измерением человека исчерпывает себя. Сегодня мир возвращается к пониманию того, какое основополагающее значение имеют морально-этические принципы. Мир начинает понимать, что без них он не сможет развиваться. Роль Иоанна Павла II в раскрытии этой истины чрезвычайно велика. Он смело брался за разрешение этой проблемы, хотя его очень часто обвиняли в консерватизме, в чрезмерном ригоризме. Но он не боялся утратить популярность, и возможно именно поэтому он ее постоянно приобретал. Таким образом, возвратом того морально-этического измерения мы обязаны ему, причем под нами я имею в виду не только католиков, но и всех христиан, всех людей на земле. Кроме того, смерть Папы является очень большой утратой именно для Украинской греко-католической церкви, а также — для Римско-католической церкви в Украине. Ведь Папа-поляк, Папа-славянин понимал наши проблемы лучше, чем какой-либо другой Папа. Ведь он жил этими проблемами, он жил нашей историей сызмала. И многие вещи для него были аксиомами, хотя до него нам их нужно было с очень большим трудом доказывать. Таким образом, мы с благодарностью вспоминаем сегодня то, что он для нас сделал. Скажем, сам выход из подполья Греко-католической церкви стал возможен благодаря переговорам Иоанна Павла II с Михаилом Горбачевым. Следовательно, он утвердил наше существование, он добился того, что весь мир признал наши религиозные права, нашу религиозную свободу. Кроме того, Иоанн Павел II поднял на большую высоту значение киевского христианства, киевской христианской традиции. Он сделал это в своих письменных произведениях. А также — фактом своего паломничества в Украину. Оказавшись на киевских горах, он сказал особенные слова. О том, что благословение апостола Андрея касается не только прошлого, но и будущего. В этом смысле он во многом определил будущее Майдана и революции. Потому что он убеждал людей, что именно Христос — это дорога, правда и жизнь. И это подтвердил Майдан, осознав, что правда, ненасилие освобождает людей. Таким образом, вклад Иоанна Павла II в атмосферу и дух Майдана был огромным. Кто знает, как закладывается духовный гумус, не может не оценить колоссального значения того путешествия Папы в Украину.
Так что мы потеряли человека, который был великим Папой. И влияние Иоанна Павла II будет ощутимым и впредь.
Вчера делегация Русской православной церкви во главе с постоянным членом Священного Синода митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием посетила Постоянное представительство Святого Престола в Российской Федерации. Открывая книгу соболезнований, находящуюся в представительстве Ватикана, митрополит Ювеналий оставил в ней запись, под которой подписались и другие члены делегации. Запись гласит: «От лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви выражаем глубокое братское соболезнование Римско-Католической Церкви, ее иерархам, клиру и мирянам в связи с кончиной Его Святейшества Святейшего Иоанна Павла II Папы Римского. Во блаженном успении вечный покой подаждь ему, Господи».
После занесения записи в книгу соболезнований члены делегации проследовали в часовню представительства, где была совершена заупокойная молитва о почившем Папе Иоанне Павле II. Об этом сообщает «Религия и СМИ».