Незадолго до выборов в Конгресс США, назначенных на 6 ноября, администрация Дональда Трампа столкнулась с ситуацией, когда любое принятое им решение может нанести вред как самому президенту, так и всей стране.
Из Центральной Америки в направлении южной границы США движутся большие группы лиц, которые определяют себя как "беженцев", пострадавших от роста преступности и нищеты, и провозглашают своей целью получение убежища на американской территории. Началось шествие 13 октября, когда из Гондураса отправились 1300 человек. В Гватемале количество участников этого так называемого "каравана" увеличилось до 3000, а на границе с Мексикой уже насчитывало почти 7000 человек. 28 октября из Эль-Сальвадора отправилась еще одна группа, которая также значительно возросла по дороге. Сейчас к северу направляются в совокупности более 9 тысяч человек, которые рассчитывают на то, что США, которые в 1968 году подписали международную Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней 1967 года, а в 1980 году на их основе приняли федеральный закон, должны соблюдать обязательства по ним.
Казалось бы, все очевидно: толпа беженцев надеется получить убежище в самой богатой и безопасной стране в регионе. Однако на самом деле ситуация не столь проста и однозначна.
Это уже не первые "караваны", следующие в США. Весной так же из Гондураса отправилось 2000 человек, но к американской границе добрались только 300, части из которых было предоставлено убежище. Однако нынешняя ситуация имеет кардинальные отличия. Сейчас мигранты объединяются в большие группы, которые, если доберутся до американской границы, могут стать значительной угрозой для безопасности страны. Вторым отличием является значительный резонанс, который приобрела эта ситуация в международных СМИ. Многие журналисты из разных стран сопровождают "караваны", освещая их путешествие. Такой резонанс, с одной стороны, гарантирует безопасность участников - однако он же уменьшает их шансы попасть на американскую территорию. Проблема нелегальной миграции из латиноамериканских стран в США не является новой: есть проверенные пути, по которым на протяжении десятков лет туда ежедневно попадают сотни нелегалов, так же убегающих от нищеты и роста преступности. Это налаженный бизнес, который координируют криминальные группировки по обе стороны границы - но не привлекая лишнего внимания.
Хотя Гондурас на самом деле является одним из самых бедных и наиболее криминализированных среди стран Латинской Америки, в конечном итоге ситуация не намного лучше, и от преступности и нищеты давно страдает огромное количество человек. В последнее время переломных событий, которые могли бы повлечь массовый выход беженцев, не было. Наоборот: согласно отчету Министерства безопасности Гондураса, за период с января по август этого года в стране было совершено на 11,3% убийств меньше, чем за тот же период прошлого года.
То есть нынешняя ситуация, несомненно, искусственна, приурочена к выборам в США.
Реакция американского правительства также отличается от традиционного отношения к беженцам. Трамп выдал беспрецедентный приказ о дислокации на границе боевых подразделений армии (5200 военных) в дополнение к силам таможенно-пограничной службы и Национальной гвардии (в количестве, соответственно, 1000 и 2092 служащих). Согласно закону Possee comitatus Act 1878, Армия США не имеет права вмешиваться в гражданские дела государства и участвовать в решении вопросов, связанных с мигрантами. Поэтому Трамп пытается обосновать это решение, уверяя, что "караваны" представляют угрозу национальной безопасности, потому что среди их участников есть международные террористы.
Решение о привлечении армии и остальные мероприятия, осуществляемые администрацией Трампа, направлены на то, чтобы отпугнуть людей, следующих в США, и заставить или оставаться в странах, по которым они идут, или возвращаться домой. Трамп угрожает сократить финансовую помощь центральноамериканским странам и Мексике, если они не примут эффективных мер по препятствованию движению "караванов". Для этих стран перемещения такого большого количества людей создает неудобства, связанные как с обеспечением их безопасности, так и с предотвращением провоцирования ими опасных ситуаций. Уже случались стычки, несколько человек получили ранения, в частности, при столкновении с полицией Гватемалы на границе с Мексикой. Последняя внедрила план "Ты дома", в рамках которого мигрантам предоставлять жилье и работу, если они официально оформят свое пребывание. Уже более 1700 человек обратились за предоставлением убежища, и почти 200 за помощью для возвращения в свою страну. Несмотря на это количество тех, кто продолжает свой путь в США, остается очень большим.
Критики Трампа отмечают, что эта ситуация выгодна для него и могла быть спровоцирована им с целью увеличения своей популярности и усиления позиций республиканцев на выборах. Используя ее для привлечения внимания к проблеме нелегальной иммиграции, он может добиться принятия жестких законов, которые до сих пор встречали сопротивление со стороны демократов. Однако обратить ситуацию в свою пользу Трамп сможет только, если большинство участников "караванов" откажется от своих намерений. Однако если все меры, предпринимаемые правительствами центральноамериканских государств, Мексики и США, не дадут желаемого результата и к американской границе доберется значительное количество людей, тогда Трамп предстанет перед очень сложным выбором - по сути, перед ситуацией цугцванга.
Если администрация Трампа даст разрешение на вход на территорию большинства из участников шествия, это позволит его противникам говорить о невыполнении им предвыборных обещаний по усилению миграционного законодательства; сразу же генерирует новые многочисленные "караваны" мигрантов, создаст угрозу безопасности державы, не способной принять такое большое количество мигрантов; породит проблемы, связанные с их размещением и содержанием - что может привести к миграционному кризису подобно тому, который сложился в ЕС и стал причиной споров между его странами и ослабления объединения.
Зато если правительство Трампа откажется принять беженцев, есть высокая вероятность образования значительной напряженности на границе, что может привести к столкновениям между ними и военными, возникнет опасность провокаций. Если результатом станут жертвы среди беженцев, особенно дети, это может нанести мощный удар по позиции Трампа в собственной стране и в международном обществе, прежде всего, на фоне неправомерного использования армии для решения гражданских проблем. Кроме того, отказ принять беженцев может осложнить отношения США с соседними государствами (прежде всего, Мексикой), а также с ЕС, и ослабить переговорные позиции в международных организациях и форумах, в частности, при решении гуманитарных вопросов.
Со своей стороны Трамп пытается обвинить демократов в возникновении этой ситуации. Последние отрицают свою причастность, аргументируя, что так же не заинтересованы в дестабилизации страны и в тех негативных последствиях, которые могут постигнуть ее как в случае принятия большого количества беженцев, так и в случае отказа это сделать.
Явная искусственность ситуации и высокий уровень организации "караванов" свидетельствуют об умышленном использовании их для дестабилизации политической, общественной и экономической жизни США, и позволяют рассматривать как попытку внешнего вмешательства и проявление гибридной войны. Высказываются предположения о причастности правительства Венесуэлы, однако вызывает сомнения его заинтересованность в значительной дестабилизации США из-за слишком плотных экономических связей. Логичнее предположить, что главный получатель находится за пределами Западного полушария.