Существенная часть рабочего времени представителя Украины в ЕС приходится на контакты с гражданами Украины. Не только с высокими должностными лицами, с министрами, их заместителями, руководителями государственных компаний, депутатами Верховной Рады, и так далее. Но и с помощниками этих важных лиц, с их референтами, водителями, охранниками, советниками. С председателями районных советов и журналистами, с главными технологами пивных заводов и металлургических комбинатов, с ветеринарами всех уровней, милиционерами и судьями всех уровней и, наконец, со знакомыми, которых обрел немало за долгие годы и теперь встречаю в Брюсселе.
Когда все служебные дела обсуждены и решены, жду вопрос, и как правило, всегда его слышу, вот уже полтора года. Слова и интонации разные. Содержание — одинаковое: «А что они, в ЕС, по-настоящему нами интересуются и нас могли бы принять?» — спрашивают украинцы.
Некоторые спрашивают дважды. Некоторые сколько встречаемся — столько и спрашивают.
Это значит, что там, дома, украинцы не уверены в положительном ответе. Живя в Киеве или в Кривом Роге, передвигаясь в маршрутке или в «Лексусе», питаясь омарами или беляшами, они с одинаковым сомнением относятся ко всем заявлениям Европейского Союза или руководства Украины о нашем возможном общем будущем.
Я вижу в этом едва ли не самый большой вызов для всей проблематики эвроинтеграции Украины.
Когда нет веры в возможности достижения цели — нет вдохновения работать для ее достижения. Об этом еще было сказано в Первой Книге.
Когда нет уверенности в будущем — ковыряешься в будничности, живешь одним днем, не вырисовываешь стратегию и не добиваешься ее воплощения.
Когда нет веры и уверенности — и европейский партнер начинает сомневаться: ты ли тот, кто способен идти вверх по лестнице, а не топтаться в сенях, усваивать европейское право и вводить европейские стандарты?
Сентябрь — старт нового годового цикла в деятельности ЕС. Он совпадает с началом украинского политического сезона. Самое время поразмышлять, почему сложилась ситуация неверия (или недоверия), и можно ли ее исправить « уже сегодня».
ЕЩЕ РАЗ ОБ ИЗВЕСТНОМ
Ближайшие пять месяцев — не самый легкий период в календаре Украины и Евросоюза. Брюсселю вместе с Стокгольмом (Швеция председательствует в ЕС до конца 2009г.) необходимо выполнять амбициозную программу дальнейшей интеграции и преодолеть в дополнение два чрезвычайных вызова: финансово-экономический кризис и принятие Лиссабонского соглашения о реформе ЕС. Евросоюз не может откладывать что-то на потом. Граждане объединенной Европы не хотят жить хорошо «в будущем», потому что платят налоги сегодня, и требуют от должностных лиц давать результат сейчас. Кроме того, далекие и близкие соперники — КНР или США, Бразилия или Индия динамично развиваются, везут на Старый континент дешевые товары, новые технологии, лучших менеджеров и подрывают его позиции в мире. Только более интегрированная, в том числе политически, финансово и по безопасности, Европа способна лидировать. Для вступления в силу Лиссабонского договора необходимы несколько составляющих.
В первую очередь в октябре 2009 года Ирландия в ходе второго референдума должна дать ему зеленый свет. А если в Англии к власти придут консерваторы, они не должны начать ревизию британской поддержки интеграции. Должны завершить юридическое оформление своей позиции Польша, ФРГ, Чешская Республика. И только тогда в ЕС будет больше единства, следовательно, больше силы.
В Украине все дышит январскими 2010 года президентскими выборами. Финансово-экономический кризис глубоко поразил украинское общество, и не в последнюю очередь тем, что продемонстрировал архаичность существующей модели развития и неадекватность ее политического обеспечения. Но и это не самое худшее. Кризис оголил неумение населения делегировать власть таким политическим силам, которые хотят развивать, а не разрывать страну вплоть до уровня сельсовета. А еще — неспособность ветвей действующей власти найти общий язык и этим заслужить право называться элитой. Именно так характеризуют ситуацию мировые СМИ — в Вашингтоне, Берлине, Москве или Пекине. Это не означает, что все пропало. Если в ходе предвыборного процесса украинские политики станут более прагматичными по отношению к украинской перспективе и менее заангажированными в добывании денег, страна может выйти на правильную дорогу. Такую же, по которой успешно шагают поляки, румыны, хорваты или турки. Каждый под двумя флагами, одним национальным, а вторым — Европейского Союза.
Итак, ближайшее будущее у партнеров, Украины или ЕС, сложное. Каждый погружается в собственные дела. Т.е. заниматься чем-то общим, в частности, завершать переговорный процесс по Соглашению об ассоциации включительно с Зоной свободной торговли им якобы некогда.
На самом деле такая логика абсолютно порочная. Потому что только на первый взгляд идея проводить реформы или вкладывать инвестиции во время кризиса выглядит парадоксально. Но практика показывает, что кризисный период идеально подходит для глубоких реформ, ведь он обнаруживает слабости, несоответствия действующей системы, бюрократические лабиринты и законодательные тупики, и их решительная ликвидация помогает выходить из кризиса быстрее. А кризис оправдывает решительность и жесткость перед избирателями.
Аналогичная ситуация и в отношениях Украина — ЕС. Известный немецкий специалист Андреас Умланд, например, считает, что именно в этот кризисный период Евросоюз должен принять стратегическое решение предоставить Украине перспективу членства. Он высказался об этом (со стороны гражданина ЕС) предельно четко: «(Быстрое) предоставление возможности будущей интеграции Украины в европейские структуры переформатировало бы политический дискурс и реструктуризировало бы партийные конфликты ... Лидеры ЕС должны попробовать увидеть более широкую картину и вспомнить историю собственных стран. Им бы надлежало прекратить внеисторическое абстрагирование сегодняшних проблем Украины от трудностей, которые и их государства ощущали до своего участия в процессе европейской интеграции. В интересах всего европейского континента и его народов они должны предложить Украине перспективу членства в ЕС скорее раньше, чем позже».1 Есть ли в этом призыве что-то сенсационное? Конечно же нет, ведь именно фиксации перспективы членства добивается от ЕС и украинская делегация на переговорах по Соглашению об ассоциации. Немало государств-членов ЕС поддерживают нашу позицию.
Хочется надеяться, что какой бы кандидат не победил на президентских выборах 2010-го, он обратится в Евросоюз с аналогичным предложением уже весной будущего года. К этому времени, кстати, и переговорный процесс по Соглашению об ассоциации выйдет на финишную прямую. Таким образом укрепленный ЕС, в котором наиболее сильные игроки (ФРГ и Франция) будут иметь прочные стабильные правительства, будет способен сделать шаг к Украине.
Главное, над чем задумается в этом случае Брюссель — это в способности Украины ответить адекватно. Ведь только уверенность в том, что Украина будет способна схватить протянутую ей руку, может подвигнуть Брюссель на решительный шаг. К сожалению, пока такой уверенности нет. Мы все, украинцы, спрашивая, есть ли у нас перспектива (с этого я и начал статью), эту перспективу ставим под сомнение. Наши западные и южные соседи, которые являются или членами ЕС, или кандидатами, никогда в своей перспективе не сомневались, несмотря на какие-либо брюссельские пренебрежительные оценки, и именно поэтому добиваются результата.
ДЛЯ ЧЕГО УКРАИНЕ ЭТО НУЖНО?
В ходе предвыборной кампании в Украине поднимается настоящая волна дебатов на тему внешней политики. Вынуждены высказываться по этому случаю и действующие кандидаты, позицию которым большей частью (есть исключения) готовят помощники. И здесь не обходится без несоответствий.
Едва ли не самая большая и популярная тема — обсуждение европейской перспективы Украины как главной задачи дипломатов.
Причастные к этому специалисты знают: в действительности европейская интеграция далеко не в первую очередь зависит от внешней политики. Это проблематика внутренней политики, и именно в ее рамках такая интеграция реализуется (или нет). Хотя об этом писалось не раз (в том числе и мной), интеграция в ЕС является по существу суммой интеграции отраслей, гармонизированных между собой в законодательной форме.
У европейской мечты Украины, как и у каждой «синей птицы», два крыла. Правовые основы и материальная основа. Или, как сейчас говорится, софт и хард обеспечения. Речь идет о том, что каждая украинская отрасль, сфера жизнедеятельности, которая регулируется тем или иным государственным или правительственным институтом, должна установить связь с соответствующей структурой ЕС и перенять ее опыт, стандарты и правила функционирования. В правительстве есть должность вице-премьер министра по европейской интеграции, который имеет соответствующий контролирующий орган по надзору за процессом — Координационное бюро по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Следовательно, аграрная отрасль Украины (в лице Минагрополитики) должна взаимодействовать с Комиссаром по вопросам сельского хозяйства и развитию сельской местности (и его аппаратом и подчиненным Гендиректоратом), Министерство по делам семьи, молодежи и спорта — с комиссаром по вопросам образования, обучения, культуры и молодежи, а Министерство промышленной политики — с комиссаром по предпринимательству и промышленности и так далее. Генеральные директораты Европейской комиссии вырабатывают предложения, которые ложатся в основу решений высшего органа ЕС и становятся практической политикой всех стран-членов.
По известным причинам энергозависимости стран ЕС и Украины и транзитной ситуацией последней образцом сотрудничества между сторонами являются связи между Минтопливэнерго и сферой ответственности комиссара ЕС по энергетике. Речь идет и о надежной правовой базе — Меморандуме о взаимодействии от 01.02.2005 г., и о консультационном механизме, и о щедрой технической помощи, и о постепенном введении европейского законодательства на энергорынки Украины. Партнеры сотрудничают и потому, что существует насущная потребность, и потому, что получают обоюдную выгоду. Диалог идет в сфере энергосбережения, реабилитации мощностей, практики транзита энергоносителей и тому подобное. Именно исключительное взаимопонимание и доверие позволили партнерам провести такое архиважное и перспективное мероприятие, как Международная конференция по модернизации газотранспортной системы Украины 23 марта этого года.
К сожалению, такого уровня контактов пока не имеет ни одна украинская отрасль. Более того, далеко не все стремятся. Они живут сегодняшним днем, латают дыры, отбиваются от предложений из Брюсселя и совсем не учитывают то, что только интеграционная деятельность может обеспечить ускоренное развитие хозяйственного комплекса Украины. А следовательно, и благосостояние ее граждан.
Возьмем, к примеру, одну отдельную сферу: авиацию. Еще в декабре 2006 года ЕС предоставила мандат на переговоры о создании Общего авиационного пространства с Украиной. Благодаря этому наше государство фактически может получить «членство в ЕС» в авиационной сфере.
Для этого нам необходимо было принять законодательство о правилах деятельности авиакомпаний, стандартах, о безопасности полетов, летной пригодности самолетов, создать независимый орган для контроля за его выполнением и формализировать участие страны в соответствующих органах ЕС. Ожидалось, что процесс завершится летом 2008, самое позднее — весной 2009 года. Этого не случилось. Прошло три раунда переговоров, вместо двух, в ноябре ожидаем четвертый, но сделаем ли до него то, что делаем вот уже три года — тяжело сказать.
Здесь не место детализировать причины — есть объективные, есть и необъективные. Не буду идеализировать Брюссель — здешние чиновники могли бы действовать более гибко и разговаривать больше с украинскими специалистами и дипломатами, а не только между собой. Но решающую (негативную!) роль сыграла ненасытность отечественных власть имущих и недальновидность владельцев и руководителей компаний и аэропортов. Они не способствовали созданию неподвластной бюрократам контролирующей структуры. Не захотели вводить жесткие стандарты работы аэропортов, безопасности труда, безопасности полетов, безопасности навигационного обеспечения и тому подобное. А отечественные правители и соответствующая их часть не осознали важности шага, который мог сделать украинский авиационный комплекс, но до сих пор не сделал. Поэтому украинские авиакомпании продолжают находиться в черном списке ЕС, поэтому и дальше 70 процентов украинских пассажиров летают иностранными, а не отечественными авиарейсами, поэтому все более сложной становится возможность продажи украинских самолетов или оборудования на рынке ЕС. Свое дело дипломатия и в Киеве, и в Брюсселе делала: информировала и торопила правительство, Верховную Раду, профильные ведомства, содействовала в переговорном процессе формально и неформально, подсказывала нестандартные решения.
Имеем и более приятный пример — в сфере ветеринарной медицины. В системе Европейского Союза действуют единые стандарты качества и контроля за производимой продукцией животного происхождения. Весь импорт в этой сфере должен им соответствовать. Контроль начинается с самого низкого звена производства — по молоку, мясу, птице, яйцам, рыбе, полуфабрикатам и так далее. Он единый для всего Евросоюза. Соответствующая отечественная служба изучает, перенимает стандарты ЕС и доводит их до украинского производителя.
Почувствовав украинский интерес и заметив реальные действия, Европейская комиссия в 2007 году внесла Украину в перечень государств, которым разрешено поставлять в страны ЕС молоко, яйца, живых лошадей и мед. Следующие этапы — получение разрешений на экспорт крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы и аквакультур (рыба и рыбные продукты). На этом отечественные специалисты сосредоточились в 2008 г. Поскольку здесь говорилось о значительно более комплексном решении, Еврокомиссия осуществила визиты инспекционных групп в Украину. Молочная группа определила, что всего 5—10% украинского сырого молока отвечает стандартам ЕС. Но в то же время она предоставила рекомендации, каким образом устранить недостатки. Выполняя их, в течение первой половины 2009 года в Украине подготовлены планы государственного мониторинга качества экспортной продукции, в том числе молока и домашней птицы. Впоследствии состоялся инспекционный визит по мясу птицы и яйцам. Если рекомендации инспекторов будут выполняться, экспорт этих товаров может начаться уже в следующем году. Иными словами, наше сельское хозяйство будет иметь пропуск на рынок 500 миллионов потребителей. Только успевай производить.
Не верится? Вот немного статистики. Сальдо сельскохозяйственного экспорта из Украины в страны ЕС за первую половину этого года превратилось из отрицательного в положительное по сравнению с аналогичным прошлогодним, объем экспорта вырос на 100 млн. евро. А продажа недрагоценных металлов и изделий из них, наибольшей составляющей экспорта, для сравнения, снизилась почти вдвое! То же самое — с рудой, с химическими удобрениями, с машиностроением.
Как видим, ничего мудрого или сверхъестественного украинская ветслужба не осуществляла. Отечественный производитель ищет новые рынки, сигнализирует ведомству, оно адекватно реагирует, объясняет требования к экспорту (фактически к интеграции в рынок ЕС!), и дело пошло. Это не значит, что все украинские производители смогут продавать свой товар в ЕС — только те, кто пройдет контроль, т.е. применит к себе его требования. Кстати, требования ветеринарных контролеров Российской Федерации иногда более строгие для украинского экспорта, чем в Брюсселе. Но ведь есть результат. А в авиации нет. Т.е. в торговле продукцией животноводства мы в ЕС интегрируемся, а в авиационной сфере — все еще готовимся.
Здесь не место разбираться, почему не все могут: либо позиция ведомства, либо позиция производителей в соответствующей сфере, либо особая активность отдельного государственного департамента либо, в конечном итоге, недостаточная настойчивость со стороны Бюро по вопросам евроинтеграции. Очевидно, авиационный комплекс — структура чрезвычайно сложная, многоплановая, и, если позволите, «советская», следовательно, медленность в осознании в корне отличающихся европейских рыночных правил имеет свои причины. Однако результаты разные, и понятно, что с внешней политикой они не соотносятся.
Очевидно, по примеру ветеринаров аналогично могли бы действовать производители украинской промышленной продукции, химических удобрений, автопрома (во всяком случае на уровне составляющих). Украинский экспорт, как известно, является достаточно недиверсифицированным — металл и простые металлоизделия низкого уровня переработки. Поскольку именно этот экспорт наполнял бюджет, мировой экономический кризис ударил Украину сильнее, чем остальные страны Европы.
Не исключаю возражения: нельзя ориентироваться исключительно на рынок ЕС. В мире возникают новые гигантские рынки, в частности, КНР, рядом — Россия. Вполне согласен. Поэтому призываю ориентироваться не на рынок ЕС, а на стандарты ЕС. Потому что ошибается тот, кто думает, будто бы требования китайского потребителя существенно ниже европейского. Дефицит торговли ЕС с КНР в 2008 году составлял 250 миллиардов евро, и растет. При этом все товары, которые Китай продал в ЕС (и большинство тех, которые потребил сам), отвечают европейским стандартам. Такая же ситуация с бразильскими кастрюлями, с австралийскими винами, с канадским стальным листом, с египетским хлопком и с русской пшеницей. Они все — в стандартах ЕС. Прошло время тяжелых и легких рынков — такого не может быть в глобализированном мире. Остались отдельные ниши (нелегальное оружие, «живой товар» и тому подобное), с которыми мировое сообщество тяжело, но успешно борется.
Из приведенных примеров, как представляется, становится понятным, для чего Украине нужно интегрироваться в Европейское содружество. Для того, чтобы на первых порах, иметь свободную торговлю с ЕС, а потом позаимствовать и остальные стандарты ЕС, и в конце концов, жить так же зажиточно и безопасно, как в ЕС. Потому что каждая отрасль — это конкретные украинские граждане с их рабочими местами, семьями, зарплатами, жильем, школами, качеством воды, воздуха и продуктов.
НЕ ХОТИМ БЫТЬ В ЕВРОПЕ
В отличие от интересов личных, когда мы все хотим быть в Европе, в корпоративных случаях не все так однозначно. Упомянутая зона свободной торговли, переговоры относительно которой в рамках Соглашения об ассоциации ведутся с февраля 2008 года, многими производителями в Украине критикуется, а многие о ней просто не осведомлены. Последнее — наихудшее. Незнание темы и отсутствие интереса к этому, будет определять экономические отношения государства с наибольшим в мире рынком — это тот же симптом недоверия к будущему, о котором вспоминалось.
Переговорный процесс ведет в этой части Министерство экономики, которое готовилось к нему еще с 2005 года и продолжает непрерывную информационную кампанию о последствиях заключения соглашения. ЗСТ ЕС-Украина будет называться углубленной и всеобъемлющей. Кроме того, она, по определению, инновационная и беспрецедентная. Согласно разъяснению Европейской комиссии, ЗСТ будет покрывать широкую сферу торговых вопросов (отсюда название «всеобъемлющая») с целью убрать препятствия для торговли, которые создаются границами, путем регуляторного сближения, и частично открывая таким образом внутренний рынок ЕС для Украины (отсюда «углубленная»). ЗСТ сделает Украину присутствующей на внутреннем рынке ЕС.2
Но в этом, собственно, и состоит проблема для тех, кто с гордостью называет себя отечественным производителем, а на самом деле стремится паразитировать на торговых барьерах прошлого. Добиваясь принятия дискриминационных торговых законодательных актов, эти круги препятствуют доступу иностранных товаров в Украину, и именно поэтому могут квалифицироваться как антиукраинские. Этим они, во-первых, не позволяют прийти на наш рынок конкурентам, следовательно, консервируют отсталые производства, тормозят развитие страны. Во-вторых, отсутствие конкуренции ведет к монопольным высоким ценам, и этим наносят удар по кошелькам каждого. Спекулируя статусом «отечественного производителя», они на самом деле грабят отечественного потребителя. 13% надбавки на стоимость холодильников и автомобилей, которые действовали в течение шести последних месяцев, не подняли покупку неконкурентного отечественного товара. Вместо этого снизили инвестиционную привлекательность Украины, тем более в такой кризисный период, когда каждое инвестирование — на вес золота.
Настоящим отечественным производителем является тот, кто доводит стандарты своей продукции до европейской и конкурирует с ней в цене. Таких уже немало и в легкой, и в пищевой промышленности, и в сфере строительных материалов.
Однако нежелание узнавать о европейских стандартах и внедрять их сегодня еще довольно распространенное явление. Именно поэтому так медленно украинцы внедряли стандарты безопасности для химических товаров REACH, а потому многие из них потеряли доступ к рынкам. Аналогична ситуация с фармацевтической отраслью: импортеры имеют большие прибыли от продажи украинцам дорогих иностранных лекарств, а потенциальные экспортеры ничего не делают, чтобы освоить современные методы, современные препараты и отвоевать рынок. Так, как это сделали поляки, или венгры, или словенцы. Так, как это уже делают экспортеры в агросекторе.
И все же, будет ли существовать зона свободной торговли Украины-ЕС, и когда? Действительно ли она станет позитивом для нашей экономики?
Каждая ЗСТ — и наша с Евросоюзом не исключение — является и возможностью, и вызовом одновременно. Проведенное еще до начала переговоров украинскими экономистами исследование свидетельствует, что в нашем случае плюсов больше, чем минусов. Ведь в нашей стране исторически сложился ряд промышленных отраслей, которые либо уникальны, либо конкурентны и в Европе, и в мире. Ряд производств требует модернизации, и во многих случаях (в частности, на части металлургического комплекса) она уже происходит. Аналогична ситуация и в сельском хозяйстве, где последствия «модернизации» — перехода на евростандарты — видим уже сегодня. Еще удерживаем высокий образовательный и интеллектуальный потенциал в населении: за украинскими программистами стоят в очереди.
Наконец — и это та истина, которую некоторые в Украине сознательно хотят замалчивать, а кое-кто не осознает, — Европейскому Союзу невыгодно заключить с нами договор о ЗВТ, которий разрушит нашу экономику и ограбит наше население. Современная цивилизация, а ЕС является ее олицетворением, построена на интересах потребителя, а не производителя. Нехватки товаров нет. Соревнование идет за спрос. Если бы, представьте, украинцы обанкротились, они не смогли бы ничего покупать, в частности, сделанного в ЕС! Именно поэтому, не раскрывая деталей переговорного процесса, отмечу, что на сегодня главный дебатируемый вопрос — это так называемое тарифное предложение. Речь идет о том, чтобы защитить тарифами на длительный период, на пять, семь, вплоть до десяти лет, целые украинские отрасли. В течение этого времени они адаптируются к условиям и стандартам ЕС и, когда торговля станет полностью «свободной», смогут уверенно конкурировать с немецкими, датскими или греческими.
Требовать паритета на переговорах? А как же! Оперировать как примером льготами, предоставлявшимися кандидатам в ЕС по торговым режимам? Безусловно! Быть требовательными к нарушителям украинского законодательства из Содружества? Обязательно! Но работать не на процесс, а на результат. И тогда он придет.
Не боюсь обвинений в чрезмерном оптимизме. Этот путь прошли все страны Центральной Европы, а сейчас по нему идут наши соседи Болгария и Румыния. Медленнее, чем, например чехи, но быстрее, чем мы. Посему нет никаких сомнений, что его смогут одолеть и наши люди. Задача состоит в том, чтобы к этому вызову отнестись со всей ответственностью, по-государственному. Разговоры о возможности возобновления импортных ограничений на автомобили, введении новых, циркулирующих среди законодателей и владельцев целых отраслей, свидетельствуют о том, что такого перелома пока не произошло. Это тревожный сигнал. Хотим ли быть в Европе мы все, граждане Украины, а не только владельцы заводов, зависит от нас. Именно для этого мы делегируем людей в Верховную Раду и содержим Кабинет Министров и государственные учреждения в целом.
ХОТИМ В ЕВРОПУ
Но больше всего внимания привлекает внешнеполитическая тематика, когда речь заходит о визовом вопросе. И центр внимания — страны Европейского Союза, куда без визы гражданину Украины попасть невозможно. Возьму на себя смелость утверждать, что Министерство иностранных дел Украины проделало системную, последовательную и всеохватывающую работу со всеми 27 странами ЕС и Европейской комиссией с целью реализации переговорного процесса о заключении Соглашения о визовом упрощении, которое успешно действует с 1 января 2008 года.
В течение 2008 года число украинцев, получивших так называемую Шенгенскую визу, выросло в более чем два раза в сравнении с 2007 г. (с 435 тыс. до 1 млн. 20 тысяч). Количество отказов в визах снизилось до 5%, причем девять из десяти отказов — из-за предоставления аппликантом поддельных документов. Это представляется хорошим первым ответным шагом на отмену виз для граждан ЕС, сделанную Украиной в 2005 году. Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что тогдашнее решение имело позитивные последствия для экономики Украины и для ее имиджа (а это связанные между собой вещи). Ведь в 2008 году, например, число посетителей из стран ЕС пересекло отметку в 9 млн., в сравнении с 4,5 миллиона в 2004 г. Национальная экономика выиграла от этого потока: здесь оплата за гостиницу, за транспорт, развлечения, питание, и платят немало.
Иногда решения о безвизовом въезде граждан ЕС критикуют. Говорят, что это грозит Украине потоком педофилов или больных СПИДом. Простите, но ведь процент ВИЧ-инфицированных в Украине растет быстрее, чем в любой другой стране ЕС, а по экспорту детской порнографии мы занимаем в Европе «почетное» второе место. В конечном итоге, для этого и существует в Украине милиция, которую мы, граждане, содержим, чтобы повседневно контактировать через Интерпол с еэсовскими коллегами и обнаруживать злоумышленников заблаговременно!
Понятно, что Соглашение о визовом упрощении — инструмент неидеальный, как неидеальны ее исполнители в Брюсселе и других причастных столицах. Украинские граждане справедливо жалуются, что не все страны ЕС тщательно выполняют взятые на себя в этом Соглашении обязательства (некоторые из-за бюрократической волокиты, некоторые из-за неосознания европейского выбора Украины и так далее). В перечне нарушителей как большая Франция, так и маленькая Греция, как теплая Италия, так и прохладная Голландия. Украинские медиа — и это очень актуально! — не упустят ни одного случая указать европартнерам на ошибки или нетолерантное отношение. Но этого мало. Гарантированный путь к улучшению — это обязательное документирование отказа или неадекватного поведения и предоставление обоснованной жалобы в МИД. Оно, в свою очередь, будет общаться с соответствующим посольством и защищать интересы украинского гражданина. Недавно, опять же благодаря усилиям дипломатов, на вооружение украинских граждан поступил еще один инструмент. Евросоюз принял Общий визовый кодекс. Этот документ, несмотря на прочее, позволяет аппликанту обжаловать необоснованный, по его мнению, отказ. И даже если по результатам рассмотрения интересы украинца будут удовлетворены не полностью или не сразу, с каждым процессом отказов будет становиться меньше.
Сейчас внешнеполитическое ведомство делает следующий, намного более сложный и значимый шаг. Мы готовимся к переговорному процессу относительно дальнейшей либерализации передвижения наших граждан — безвизового режима. Но если в первом случае первоочередное значение получили политические и правовые аргументы, то во втором едва не главным становится вопрос безопасности. Контролирующие органы стран Шенгенской зоны хотят наверняка знать, что каждый будущий украинский визитер не составит угрозу жизни и благосостоянию жителей европейского сообщества. Именно поэтому три из четырех рабочих групп, созданных в рамках диалога о безвизовом режиме, возглавляют специалисты Министерства внутренних дел Украины.
Быстро ли пойдет процесс? Согласно киевскому (оптимистическому) сценарию, его можно закончить к турниру Евро-2012. Маленькой Черногории, например хватило двух лет. Нам удастся вложиться в три года, если соответствующую работу по созданию общенациональной системы контроля по документам и учету лиц упомянутое ведомство, а также Минюст и законодатели сумеют провести в сжатые сроки, если активно будут взаимодействовать с коллегами, преимущественно с полицией всех 27-ми стран ЕС и участников Шенгена — в первую очередь.
Несмотря на финансовые трудности, в штате Представительства Украины при ЕС в этом году появился новый дипломат, делегированный сотрудник МВД Украины, который присоединится к коллегам-юристам и сосредоточится именно на этом участке работы. Но реализация задачи будет зависеть от эффективности домашних усилий. От действенности, последовательности и координированности всех органов государства — судебных, законодательных, правительственных, что откроет украинцам «путь в Европу».
РАБОТАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
В умах и сердцах постсоветских людей, которыми мы в Украине в значительной степени остаемся, продолжает оставаться немало предрассудков многолетней давности. Открывать что-то «под праздник» — один из характерных. Или под День Независимости, или под 1 Мая, или под Новый год — а не тогда, когда технологически дело должно быть завершено. Каждый видел, как торжественно открывают новый троллейбусный маршрут, а потом закрывают для окончания асфальтировки дороги. Это в полной мере касается Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое в какой-то момент постановили закончить до конца текущего года.
В самой идее — ничего плохого. Тем более, что председательствующая Швеция, наш искренний симпатик и строгий экзаменатор, гордилась бы, если бы честь принятия такого принципиального документа пришлась на ее президентство. Похоже, однако, что мировой кризис и украинское долгое запрягание не дают на это шансов. Уже потому, что лишь техническое согласование, перевод и редактирование текста продлится четыре-пять месяцев.
Однако ни это Соглашение и его составная часть — ЗСТ, ни любые другие не создадут внутреннего рынка, конкурентного с ЕС, социальных отношений, адекватных ЕС, безопасности для граждан, соотносительной с ЕС. Потому что лишь тогда откроются границы, рынки, и будет предоставляться мощная финансовая помощь на закрепление реформ, обновление инфраструктуры, выравнивание уровня развития различных регионов страны, когда мы это сделаем сами. Или, по крайней мере, возьмемся делать целеустремленно и на всех направлениях.
И человеческий, и производственный потенциал в Украине есть. Больше порядка, больше усилий и веры — и дело пойдет. Оно не пойдет само по себе, только от повторения намерений. Неужели не очевидно?
1«Зеркало недели» № 30, 2009г., «Европейский вклад в недуги Украины»
2http://ec.europa.eu/delegations/ukraine/eu_ukraine/trade_relation/free_t...