Встреча президента США Дональда Трампа и лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, стоявшая под реальной угрозой срыва из-за опрометчивых заявлений Пхеньяна, таки состоялась в Сингапуре 12 июня в девять утра по местному времени (в четыре утра по Киевому). Впервые в истории действующий глава Белого дома встретился с руководителем Северной Кореи после семи десятилетий вражды, начавшейся после завершения Корейской войны.
Переговоры Трампа и Кима один на один продолжались ровно 38 минут, за ними следовали расширенные переговоры при участии советников и рабочий ланч, передает CNN. В перерыве между сессиями президент Трамп поделился впечатлениями с репортерами, сказав, что встреча проходит «очень, очень хорошо». «Прекрасные отношения», — заявил он. На вопрос журналистов, откажется ли Пхеньян от ядерного оружия, Ким Чен Ын не ответил. «Было непросто добраться сюда. Прошлое было, словно кандалы на наших конечностях, а старые предубеждения и практики работали, как преграды на нашем пути вперед. Но мы преодолели их все, и мы здесь сегодня», — сообщил он.
По итогам саммита лидеры подписали соглашение, в котором зафиксировали готовность к совместным усилиям по ядерному разоружению Корейского полуострова в обмен на гарантии безопасности со стороны Вашингтона, пишет DW. Издание The Politico опубликовало полный текст документа, состоящий из четырех пунктов. Во-первых, США и КНДР приняли на себя обязательство установить новые отношения «в соответствии с желанием людей обеих стран к миру и процветанию». Во-вторых, страны объединят усилия по построению устойчивого мира на полуострове. В-третьих, КНДР обязывается работать над полным ядерным разоружением, которое было зафиксировано 27 апреля в Пханмунджомской декларации. В-четвертых, стороны обязались репатриировать останки погибших военнопленных. Дональд Трамп объявил, что денуклеаризация на Корейском полуострове начнется «очень быстро».
ФОТО REUTERS
Лидер Северной Кореи отметил, что это исторический документ и что «мир увидит перемены». Президент США, в свою очередь, сказал, что отношения с этим государством изменятся и что «люди будут поражены и счастливы».
Интересно, что государственный северокорейский канал KCNA транслировал саммит вживую, в то время как обычно кадры с подобных событий корейцам демонстрируют только через несколько дней после того, как они состоялись.
Впрочем, молниеносная скорость, с которой лидер Северной Кореи Ким Чен Ын изменил свою стратегию действий, отказавшись от нескрываемой вражды в отношениях со США, запусков баллистических ракет и едких словесных перепалок с президентом Трампом, вызывает удивление. Именно Дональд Трамп назвал Ким Чен Ына «человеком-ракетой» и заявил, что Вашингтон ответит на действии Пхеньяна «огнем и яростью, которых мир никогда не видел», в то время как Ким Чен Ын угрожал США «самой большой болью и страданиями в истории» в случае принятия новых санкций против них. Казалось, что при такой риторике дружественный саммит двух руководителей этих государств — наименее ожидаемое событие.
Предложение о встрече поступило от Ким Чен Ына лидеру США 8 марта. Уже 18 апреля новый Госсекретарь США Майк Помпео встретился с лидером Северной Кореи, 21 апреля Пхеньян заявил о намерениях остановить ядерные и ракетные испытания, 27 апреля Ким Чен Ын и президент Южной Кореи Мун Чже Ин провели встречу, и тогда же Пхеньян пообещал отказаться от ядерного оружия, 9 мая Северная Корея освободила из заключения трех американских граждан, а 10 мая Трамп объявил 12 июня днем переговоров с Ким Чен Ыном, передает The Independent. Хотя уже через две недели — 24 мая глава Белого дома отменил встречу из-за «враждебных действий» другой стороны, а 1 июня объявил, что встреча все еще в силе. Недавно СМИ распространили заявление адвоката Трампа Рудольфа Джулиане, который сказал о том, что лидер КНДР Ким Чен Ын «умолял» не отменять переговоры.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать значение исторической встречи между лидерами США и Северной Кореи, объяснить, какое значение она будет иметь для США и мира в целом и почему Ким Чен Ын после долгих лет открытой вражды в отношении США начал изменять тактику действий.
«ПОДПИСАННЫЙ ДОКУМЕНТ — ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко:
— Эта встреча вызвала волну полярных мнений: от высоких надежд на чрезвычайные результаты и до прохладных мнений о том, что ничего особенного не произойдет. Сегодня (12 июня. — Ред.), когда уже состоялась процедура подписания всеобъемлющей декларации (как комментировали ее сами подписанты — американский президент и лидер Северной Кореи), они согласились на то, что документ будет расширен и будет рассматриваться постепенный процесс денуклеаризации в Северной Корее, будет отступление от прошлого к определенной открытости и прозрачности политических процессов в этих стране.
Самый главный вывод: в любом случае, подписанный документ — очень важный с точки зрения международной безопасности. Это связывается с ядерным потенциалом Кореи. Пока нельзя говорить, насколько открытой будет корейская сторона относительно их ядерного потенциала, но сама машина запущена. Следующие переговоры, скорее всего, будут детализировать этот процесс и будут больше касаться верификации. Кроме безопасносности, декларация также имеет высокое политическое значение, особенно для Трампа и его администрации, чтобы продемонстрировать миру, что был достигнут большой сдвиг в этой проблеме. Также это имеет большое значение и для внутренне американской специфики, поскольку после заседания «Большой семерки» и раскола, происшедшего между американцами и союзниками по этой коалиции, ситуация довольно напряженная. В случае успеха договоренности, это поднимет шансы Республиканской партии относительно их соревнований в промежуточных выборах в Америке. А в случае не настолько успешного результата, как желала бы администрация, будет снижение интереса и уровня оценок этих событий.
Однако сам факт подписания, возможно, несколько повторяет ситуацию с Ираном, но в этом специфическом районе, который до сих пор сохраняет чрезвычайную остроту для региона в первую очередь и для мира в целом.
Что касается причин изменения позиции Ким Чен Ына, то здесь есть комплекс факторов. Во-первых, внутренне экономическая ситуация в стране. Во-вторых, влияние таких союзников, как Китай. Ведь этот план поддерживался Пекином, и они хотели быть участниками этого процесса. Нынешняя ситуация в Корее будет зависеть от того, какую помощь будет оказывать Китай. Опосредствовано можно видеть интерес к этой ситуации со стороны России, поскольку была инициатива о проведении на высшем уровне осенью встречи с российским лидером. То есть такой шаг северокорейского лидера вызывает возмущение политического интереса к этой стране, к ее роли и дальнейшим шагам на международной арене.
«ЭТО БУДЕТ ОЧЕНЬ НЕПРОСТОЙ ПРОЦЕСС, И ЗДЕСЬ БУДЕТ МНОГО ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ»
Андрей ГОНЧАРУК, китаевед, эксперт Национального института стратегических исследований:
— Это была потайная мечта Ким Чен Ына — приобщить себя лично (и даже не Северную Корею) к Западному миру и решить свои собственные вопросы за счет решения ракетно-ядерной проблемы КНДР. Поэтому мы видели, что и он, и Трамп вели себя довольно странно и непоследовательно во время выхода на этот саммит. И во время самого события можно было увидеть, что это больше спектакль, чем какие-то переговоры. Трамп говорил перед встречей, что это будет примечательное событие и что будут какие-то перспективы, но это декларации, которые не несут за собой серьезных последствий. Нужно иметь в виду, что обе страны находятся в состоянии войны с 1953 года и есть действительно очень серьезные проблемы, кроме ракетно-ядерной программы КНДР, которые огорчают достойные отношения.
С одной стороны, можно приветствовать, что саммит состоялся, что два лидера пожали друг другу руки и что начат процесс урегулирования двусторонних взаимоотношений. Мир должен это приветствовать и оценки могут быть только позитивные. С другой стороны, это будет очень непростой процесс и здесь будут много подводных камней. Нужно считаться не с заявлением Майка Помпео, что переговоры проходят быстрее, чем ожидалось, а нужно смотреть на довольно сдержанную реакцию других участников этой проблемы, ведь это не только отношения Северной Кореи и США, но и отношения между двумя частями Кореи, также есть Китай, который также был участником войны, и 400 тыс. китайцев погибли на этой войне, что остается довольно болезненным вопросам на сегодняшний день. Поэтому хорошо, что несмотря на все препятствия на пути к этому саммиту, он состоялся и что декларация подписана, определена дорожная карта для дальнейшего решения всех вопросов. Но это не простой процесс, и мы еще увидим много сложных ситуаций, которые будут требовать от США прежде всего очередь искусства дипломатии. Если со стороны Северной Кореи это все единоличные решения и как решит Ким Чен Ын, так оно и будет, то со стороны демократических США есть еще Конгресс, национальные интересы, и это не единоличная игра Дональда Трампа.
Что касается причин изменения риторики Ким Чен Ына. В 2012 году, как только пришел к власти, он хотел «продаться подороже» американцам. И это оценка не моя, а экспертного сообщества, в том числе китайского. Скажем, что это даже проблема дедов и внуков. Изначально было понятно, что Ким Чен Ын — это не идейный руководитель, которым был его дед Ким Ир Сен. Ким Чен Ын — это абсолютно другой человек, которого учили в Швейцарии, который знает, что такое цивилизованный мир и для себя лично он из вождя голодной и нищей страны хотел превратиться в некого олигарха. И он этим путем идет.
«САМ ФАКТ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТСКИЙ САММИТ СОСТОЯЛСЯ, ДЕМОНСТРИРУЕТ БОЛЬШОЙ ВЫИГРЫШ ДЛЯ КИМА»
Ричард ВАЙТЦ, директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института:
Хотя результаты саммита до сих пор до конца не ясны, учитывая очень расплывчатое совместное заявление и недостаток комментариев со стороны Северной Кореи, на поверхности выглядит, что президент Трамп сейчас сделал большие уступки, чтобы достичь позднее ожидаемых Соединенными Штатами уступок.
Сам факт, что президентский саммит состоялся, демонстрирует большой выигрыш для Кима. Северокорейский лидер также не выполнил обязательств по полному, необратимому и постоянному разоружению. И как оказывается, США не оказывали давление на Северную Корею относительно прав человека, киберпреступлений и другого плохого поведения. Надеюсь, эти вопросы будут подниматься и решаться в следующих дискуссиях между США и Северной Кореей, а также и в многосторонних дискуссиях.
Наиболее удивительным является то, что вместо того, чтобы объявить о смягчении американских санкций, Трамп сообщил, что он отменит совместные военные учения между Южной Кореей и США. Такое решение о прекращении учений будет приветствоваться в Москве и Пекине и вероятно вызовет обеспокоенность в Сеуле, Токио, а также в любом месте, в частности в Украине, поскольку причина, согласно которой Трамп пошел на эту уступку ради экономии средств, может касаться других американских военных учений за рубежом. Да, военные учения стоят денег, но они также выполняют важные функции, такие как сдерживание, заверение и готовность.
К счастью, эти уступки можно легко отменить, если Северная Корея возобновит свои провокации. Такое предположение состоит в том, что Северная Корея продолжит замораживание испытаний ядерного оружия и ракет большой дальности или же пойдет иным путем, и тогда существует риск возобновления этих учений и усиление американских санкций и даже прямого американского вмешательства.
Однако выглядит странно, почему многие из этих уступок — прекращение американо-южнокорейских военных учений, дальнейшие меры по разоружению Северной Кореи и другие вопросы были подняты на пресс-конференции Трампа, но о них не упоминалось в совместном документе. Возможно, пройдет несколько дней и мы узнаем о деталях того, что на самом деле произошло.