В США набирает обороты «дело Манафорта». И если кто-то думает, что это касается только России, то он ошибается. Ведь этот кейс непосредственно связан и с Украиной. В эти дни Россия и Украина фигурируют во многих американских СМИ, местные эксперты и журналисты выдвигают свои версии касательно ситуации, а политики делают соответствующие заявления.
КТО ТАКОЙ ПОЛ МАНАФОРТ?
Из открытых источников узнаем — это американский юрист, лоббист и политический консультант. В 1980 году Манафорт стал соучредителем основанной в Вашингтоне лоббистской фирмы Black, Manafort & Stone. С июня по август 2016-го был руководителем избирательного штаба Дональда Трампа в ходе президентских выборов в США. Ранее также работал советником во время президентских кампаний Джеральда Форда, Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшого, Боба Доула, Джорджа Буша-младшего, Джона Маккейна.
ФОТО REUTERS
Если говорить об Украине, то после помаранчевых событий 2004 г. Манафорт стал главным консультантом Партии регионов и Виктора Януковича, в том числе — во время выборов 2006 и 2007 гг., а также на президентских в 2010 году. Причем это сотрудничество происходило даже невзирая на то, что американское правительство было против Януковича, — из-за его связей с Россией и Владимиром Путиным. Во время парламентских выборов 2014 года Манафорт уже сотрудничал с «Оппозиционным блоком».
В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ МАНАФОРТА?
30 октября экс-главе предвыборного штаба Дональда Трампа выдвинули обвинение в рамках расследования относительно вероятного вмешательства России в президентские выборы 2016 года в США. Как отметил спикер спецпрокурора США по расследованию вероятного российского вмешательства Роберта Мюллера, среди выдвинутых Манафорту двенадцати пунктов обвинения — заговор против США, отмывание денег, ложные показания, неуплата налогов, мошеннические действия и работа в качестве лоббиста иностранного учреждения без регистрации, сообщает агентство AFP. Обвинения также выдвинули бывшему бизнес-партнеру Манафорта — Рику Гейтсу. Утром 30 октября они вдвоем прибыли в здание Федерального бюро расследований (ФБР), где сдались специальному прокурору Роберту Мюллеру.
Лоббизм в интересах Януковича и Партии регионов без надлежащей регистрации является одним из обвинений против Манафорта (его обвиняют в отмывании 18 млн дол., полученных в Украине). «В США это уголовное преступление, которое может караться лишением свободы», — сказала в комментарии Украинской службе «Голоса Америки» Шейла Крумгольц, исполнительный директор Центра ответственной политики США. Адвокат Манафорта от имени своего клиента заявил о его невиновности во всех 12 пунктах предъявленных ему обвинений. В результате Федеральный суд в Вашингтоне избрал экс-руководителю предвыборного штаба Дональда Трампа меру пресечения в виде домашнего ареста. Аналогичная мера применена и к Рику Гейтсу.
КАК СИТУАЦИЯ ВЛИЯЕТ НА АМЕРИКАНСКУЮ ПОЛИТИКУ?
После предания огласке информации о выдвижении официальных обвинений бывшему американскому советнику Януковича и главе избирательной кампании Трампа аудитория экспертов и обозревателей разделилась на два лагеря, пишет Украинская служба «Голоса Америки»: одни — спекулируют, бросят ли последующие свидетельства Манафорта тень на президента США Трампа и подкрепят кривотолки о якобы связях лагеря Трампа с Кремлем; другие — указывают, что выдвинутые Манафорту обвинения касаются исключительно его работы в Украине и якобы даже развеивают упреки о заговоре Трампа и России.
Лидер группы последних — безусловно, сам президент США. «Прошу прощения, но здесь речь идет о событиях, которые произошли годы назад, до того, как Пол Манафорт присоединился к избирательной кампании Трампа. Почему следователи не фокусируются на лгунье Хиллари Клинтон и демократах????.. И еще — нет никакого заговора с Россией», — отреагировал традиционно в Twitter президент США Дональд Трамп.
Часть американских экспертов отмечают, что нынешние проблемы Манафорта больше всего «аукнутся» не Трампу, а Тони Подесте, американскому лоббисту, который также работал на интересы Януковича в Украине, якобы по указаниям Манафорта. Пикантность ситуации в том, что Тони Подеста является братом Джона Подесты, бывшего главы избирательной кампании Хиллари Клинтон, а до того был советником Барака Обамы.
«Часть из 12 обвинений сняли, в частности касающихся заговорщической деятельности с российским следом, потому что это не задевает Администрацию, или что контакты Манафорта и Гейтса с российской стороной были до предвыборной кампании 2016 года, — дает комментарий «Дню» американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко Александр ЦВЕТКОВ. — Но появился новый свидетель, также бывший член предвыборной команды Пападопулос, который как раз имел контакты с российской стороной в решающие периоды избирательной кампании. Пока не зафиксированы прямые доказательства контактов предвыборного штаба Трампа с российской стороной, но контакты сотрудников были, и расследования продолжаются. Поэтому пока у Администрации не выходит перевести стрелки часов в спокойный режим. Президент Трамп перед двухнедельным зарубежным визитом находится в состоянии, когда никто не может предугадать, чем закончатся последующие свидетельства, и не выплывут ли обвинения против других политических игроков, которые так или иначе связываются с Администрацией».
«Эта ситуация политического беспокойства передается практически на все звенья государственной власти, и в частности на Конгресс, — продолжает эксперт. — Там тревога связана с тем, что приближается предвыборная кампания 2018 года, когда переизбирается сенат и палата представителей. Конечно, для Республиканской партии нужно согласие деятельности Администрации и политической партии для того, чтобы продвигать своих кандидатов. Кроме того, уже возникают вопросы относительно президентских выборов 2020 года, сможет ли и будет ли баллотироваться на второй срок президент. Уже начинаются первые упреки, примерки, будет ли праймериз среди Республиканской партии относительно выборов кандидатов в президенты 2020 года. Все эти вопросы, конечно, не могут не волновать Администрацию, поэтому такое беспокойство усложняет эту ситуацию».
КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ «ДЕЛО МАНАФОРТА» МОЖЕТ ИМЕТЬ ДЛЯ УКРАИНЫ?
В первую очередь стоит напомнить, что фактически в разгар президентской кампании в США в августе 2016 г. определенными группами влияния в Украине через народного депутат Сергея Лещенко была вброшена информация о том, что консультанту Виктора Януковича — Полу Манафорту — в свое время заплатили 12 млн дол. из «черной кассы» Партии регионов. Об этом также написала The New York Times со ссылкой на данные Национального антикоррупционного бюро Украины. В конечном итоге эти усилия все-таки повлияли на ход предвыборной кампании Трампа — Манафорт ушел в отставку. И уже после выборов, когда Трамп победил, он требовал расследовать «украинский след» в американских выборах. «Украина прилагала усилия, чтобы саботировать кампанию Трампа, «тихо работая над усилением [позиций] Клинтон». Так где же расследование, Генпрокурор? Генеральный прокурор Джефф Сешнс принял очень слабую позицию относительно преступлений Хиллари Клинтон (где серверы электронной почты и DNC) и утечку Intel!» — написал в Twitter в июле 2017-го Дональд Трамп.
Перед этим американское издание Politico, ссылаясь на источники, знакомые с ситуацией, сообщило, что украинские чиновники вмешивались в выборы президента США и помогали выиграть кандидату от демократов Хиллари Клинтон, собирая компромат на ее соперника, республиканца Дональда Трампа. По словам собеседников издания, Киев помогал избирательному штабу Клинтон разоблачить связи Дональда Трампа и его помощника Пола Манафорта с Россией, что имело целью навредить его кампании.
Еще во время избирательных гонок в США «День» писал об этой ситуации и подчеркивал, что украинская внешняя политика нуждается в «национализации», иначе влияние на нее семьи Кучмы — Пинчука может привести к негативным последствиям для Украины. О связях украинского олигарха с Клинтонами писали сами американские издания. В частности, издание The Wall Street Journal писало, что лидерами среди иностранных доноров Clinton Foundation являются представители «бедной» европейской страны — Украины. Так, за 15 лет (до 2014 года) на помощь семье Клинтон было направлено 10 млн долларов.
В конечном итоге ставка украинской власти во время американских выборов на одного кандидата оказалась ошибочной — победила не Клинтон, а Трамп. Что, конечно, имело свое негативное влияние, что со временем вроде бы удалось уладить, — Петра Порошенко в Белом доме все-таки приняли. И вот сегодня история имеет продолжение. «Для американцев самое важное в настоящий момент — это деятельность Манафорта под лозунгом, что он был не зарегистрирован как лоббист для иностранных партнеров. А это нарушение. И в зависимости от этого будут рассматриваться все материалы, которые предоставлялись, — говорит Александр Цветков. — Но нас больше всего интересует его деятельность в Украине и продвижении заказов. Между прочим, они связываются и с другой фигурой. Сейчас на первую полосу такой заинтересованности выходит деятельность Джорджа Пападопулоса, который тоже связывается с заказом в интересах кампании Манафорта по продвижению украинских интересов в то время. В настоящий момент нельзя говорить об ухудшении отношения к Украине. Думаю, что открытость власти и любой возможности дополнения информации будет способствовать тому, что фактор Украины не будет комментироваться исключительно в негативном плане».
Здесь есть один очень важный момент, на который в США, возможно, не очень обращают внимание. Манафорт, согласно обвинениям, консультировал и помогал Януковичу и Партии регионов (сегодня это «Оппозиционный блок»), а это была (Оппоблок остается) откровенно пророссийская партия. Поэтому очень правильно рассматривать «дело Манафорта» в рамках расследования американскими стражами порядка российского вмешательства в президентские выборы в США.
Разгадку также следует искать в публичном заявлении президента России Владимира Путина в разгар войны Кремля против Украины в августе 2014 года. «Мы всегда опираемся на действующую власть и всегда ее поддерживаем, — заявил Путин. — Так было во времена Кучмы. Когда его президентство заканчивалось, я его прямо спросил, кого Россия должна поддерживать на следующих президентских выборах. Он мне сказал: «Януковича». У меня возникли сомнения, окончательно ли определился Кучма с кандидатурой Януковича, я его спросил на завершающем этапе подготовки президентской кампании. Он мне ответил, что вопрос решен. «Принято решение, будем выдвигать Януковича, и я прошу вас и Россию его поддержать, в том числе информационными ресурсами, политически поддержать», — сказал Кучма. Мы так и сделали». Следовательно, нельзя исключать, что Манафорт был переброшен Украине, а точнее Януковичу и Партии регионов, с помощью Кремля.
«С начала победы Трампа на президентских выборах Украина была заинтересована в том, чтобы влияние Пола Манафорта на Администрацию Трампа было сведено к нулю, — дает комментарий «Дню» директор Центра «Новая Европа» Алена ГЕТЬМАНЧУК. — Оснований для этого было достаточно: начиная с влияния Манафорта на смену риторики кандидата Трампа по Крыму и санкциям в отношении России во время кампании и заканчивая его советами Белому дому раскручивать тему вмешательства Украины в президентскую кампанию в США в противовес обвинениям о вмешательстве России. Известный твит Трампа в микроблоге в конце июля, где он допытывался, почему нет реакции Генпрокурора США на украинские усилия по саботажу его предвыборной кампании — элемент именно такой предложенной Манафортом стратегии. Обвинения Манафорту делают его и, соответственно, его возможные советы еще более токсичными для нынешней администрации США. В то же время эти обвинения способны привлечь и еще больше внимание к Украине, необязательно в благоприятном для нас свете. Ведь так или иначе обвинения против Манафорта еще раз демонстрируют, насколько коррумпированным, неподотчетным и безответственным является украинский политический класс. Украина может использовать в свою пользу эти обвинения, если ей удастся убедить американскую публику, что таким политический класс был при Януковиче и именно поэтому украинцы вышли на Майдан, а сегодня дела выглядят иначе. «Дело Манафорта» не нанесет нам особого репутационного вреда, если нам удалось убедить американских лидеров мнений, что реформы в Украине проходят, а Украина времен работы Манафорта и Украина времен обвинений против Манафорта — это две разных страны. Но удалось ли?» Собственно, вопрос пока остается открытым.