Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дело о клевете на Лукашенко: пример «диалога» власти с прессой

10 апреля, 2002 - 00:00

Вчера в суде Ленинского района города Гродно должен был начаться первый в истории белорусской юриспруденции процесс по делу о клевете на президента. Обвиняемые — Николай Маркевич и Павел Можейко — редактор и журналист гродненской газеты «Пагоня», закрытой в ноябре прошлого года за клевету на Александра Лукашенко во время предвыборной кампании. Слушание было перенесено на более поздний срок, официальная причина — заболел судья. Как стало известно «Дню», не исключена возможность замены судьи, ведущего это дело. «Белорусская деловая газета», в частности, утверждает, что процесс будет показательным — власть решила снова осадить журналистов.

По мнению следователя по особо важным делам прокуратуры Гродненской области Кулевича, «Пагоня» оклеветала президента, напечатав 4 сентября 2001 года статью Павла Можейко, озаглавленную «Ідзем на выбары», статью С.Караскевича «Ен — не Лукашенка» и анонимное стихотворение без указания автора «Абяшчал! Абяшчаю! Буду абяшчаць!». Эти полемично-публицистические материалы, по мнению следствия, содержат «заведомо ложные, позорящие измышления» в отношении Александра Лукашенко, соединенные с обвинением в совершении особо тяжких преступлений: убийства, геноцида, в создании преступной организации.

Николай Маркевич перед судебным заседанием заявил, что не признает себя виновным в клевете на главу государства, а уголовное дело, возбужденное за несколько дней до президентских выборов в Беларуси, считает политическим. По словам адвоката журналиста, «статьи, ставшие поводом для возбуждения дела, являются высказыванием собственной позиции авторов, что не запрещено законодательством», передает Интерфакс.

Крамольный 36-й номер «Пагони» так и не был распространен — 5 сентября весь тираж арестовали прямо в типографии. Через три месяца газету закрыли. Но редактора и журналиста «Пагони» все-таки решили судить. «Белорусская деловая газета» объясняет это несколькими причинами. Гродно — провинция, и суд там можно провести отсносительно спокойно, в частности, без особо пристального внимания иностранных дипломатов. Кроме того, Гродно — политическая вотчина Семена Домаша — оппозиционера, участвовавшего в предвыборной гонке, но снявшего свою кандидатуру в пользу единого кандидата от гражданской коалиции Владимира Гончарика. Наконец, сам Николай Маркевич — руководитель областной организации Белорусской ассоциации журналистов, поддерживающей независимую прессу в Беларуси и преследуемых журналистов.

Примечательно, что президент Лукашенко, которого, как утверждает обвинение, оклеветали подсудимые редактор и журналист газеты «Пагоня», пока что открыто не высказывал своего отношения к процессу.

Тем временем в Гродно перестали регистрировать новые издания. «Газете Пагоня» было отказано в регистрации по той причине, что от перестановки кавычек суть издания не меняется, газете «Рэха» — по причине несвоевременной оплаты коммунальных платежей главными орендаторами будушего офиса редакции, еще нескольким изданиям — по другим, столь же существенным поводам.

В прошлую пятницу в городе прошли пикеты в поддержку газеты «Пагоня». В акции протеста участвовали и журналисты независимых белорусских изданий. Как сообщает Рейтер, шестеро из них были арестованы на срок от трех до десяти суток, другие оштрафованы. По информации белорусской службы радио «Свобода»,_ подсудимому Николаю Маркевичу угрожает до пяти лет тюремного заключения, Павлу Можейко — до трех с половиной.

Как сообщила «Дню» пресс- секретарь БАЖ Илона Урбанович, несколько недель назад Маркевич и Можейко обратились с открытыми письмами к президентам нескольких стран, в том числе к Леониду Кучме. Однако пока что получен лишь ответ из канцелярии президента Польши, в котором высказана поддержка преследуемых журналистов. Поддержали их бывший премьер-министр Польши Тадеуш Мазовецкий, редактор польской «Газеты выборчей» Адам Михник (это издание в прошлую пятницу опубликовало разворот, посвященный процессу против белорусской газеты), другие польские газеты, Союз журналистов Литвы, международная правозащитная организация «Article 19».

Многие в Беларуси опасаются, что процесс против Маркевича и Можейко может стать не только показательным, но и пробным. Аналогичное уголовное дело заведено против редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий ЛЯБЕДЬКА , лидер Объединенной гражданской партии Беларуси:

— Мы не должны забывать дело Шеремета, то, что произошло с Завадским, закрытие газеты «Свабода», десятки других случаев, когда журналисты за свои взгляды находились в тюрьме, когда их избивали, оказывали психологическое давление на их родственников. Власть ведет себя последовательно. Давление на нее как изнутри, со стороны политических партий, общественных организаций, так и извне, со стороны правозащитных и журналистских организаций, имело определенные успехи. Шеремет, в итоге, оказался на свободе. Опыт есть, и сейчас все зависит от солидарности с коллективом газеты «Пагоня», от того, сколько придет людей на судебный процесс. Если будут присутствовать два-три человека, если не будет пикетов и демонстраций в Гродно, в Минске, в других городах, писем от граждан в органы госдарственной власти, это подтолкнет власть к еще более жесткому отношению к СМИ. Периодически власть выбирает тот или иной объект, и отрабатывает на нем модель и своего поведения, и поведения сил, проивостоящих нынешнему режиму. Когда в отношении тех или иных людей возбуждается уголовное дело, наша партия традиционно проводит акцию «Хотим знать правду», проведем ее и теперь.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ