Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократические мечты иракцев

26 сентября, 2006 - 18:44

Эскалация насилия в Ираке наводит на мысль о мрачных перспективах для страны. Религиозный конфликт, похоже, обостряется с каждым днем: боевики убивают суннитов и шиитов сотнями лишь за их религиозную принадлежность.

Однако было бы ошибкой полагать, что эта кровожадность широко распространена среди иракцев. Хотя ни американские, ни иракские представители служб безопасности до сих пор не нашли способа обуздать боевиков, иракская общественность все чаще склоняется в сторону концепции демократического, нерелигиозного правительства страны.

В 2004 и в 2006 годах я участвовал в проведении двух общенациональных опросов в Ираке. Сравнение результатов данных опросов говорит о том, что за два года, в течение которых религиозная ситуация обострилась, возросло число иракцев, рассматривающих будущее своей страны скорее в национальном, чем в религиозном контексте.

За данный период число иракцев, считающих, что приход демократии в Ирак «очень важен», возросло с 59% до 65%. Эти же иракцы понимают связь между эффективной демократической системой и отделением религии от политики (по подобию западной системы). Общее количество тех, кто «абсолютно уверен» в том, что «Ирак станет лучше, если религия будет отделена от политики», увеличилось с 27% в 2004 году до 41% в 2006. Особое значение имеет увеличение таких людей за данный период с 24% до 63% среди суннитов и с 41% до 65% среди курдов. Мнение на этот счет среди шиитского сообщества осталось на прежнем уровне: 23% абсолютно уверенных как в 2004, так и в 2006 году.

Опрос также выявил снижение числа сторонников исламского государства. С 2004 по 2006 год число иракцев, которые считают, что «будет очень хорошо, если в стране будет создано исламское правительство, при котором религиозные лидеры станут обладать абсолютной властью», снизилось с 30% до 22%. Уменьшение числа людей, ответивших подобным образом, произошло во всех трех основных этических сообществах: с 39% до 35% среди шиитов, с 20% до 6% среди суннитов и с 11% до 5% среди курдов. Отмечалось небольшое увеличение числа шиитов, полагающих, что в национальном законодательстве должен присутствовать сильный религиозный элемент, однако большинство по-прежнему против этого.

Растет и национальное самосознание. На вопрос, кем вы себя считаете — «прежде всего иракцами» или «прежде всего мусульманами» — в 2006 году 28% иракцев ответили «прежде всего иракцами», а в 2004 году лишь 23%. В столице Багдаде, центре религиозного насилия, данные опроса даже более впечатляющие: доля населения, считающего себя «прежде всего иракцами», увеличилась вдвое — с 30% до 60%.

Для сравнения: схожие опросы в других арабских столицах выявили решительный уклон в сторону мусульманской идентичности. По данным последнего опроса в Аммане (Иордания) число людей, ставящих свою национальную идентичность выше мусульманской, составило 12%. В Каире (Египет) — 11%. В Эр-Рияде (Саудовская Аравия) — 17%. К удивлению, в Тегеране (Иран) выбор явно в пользу иранской, а не мусульманской идентичности. Среди жителей иранской столицы доля «национально сознательных» людей возросла с 38% в 2000 году до 59% в 2005.

В то же время отношение иракцев к ежедневному насилию резко отрицательное. С 2004 по 2006 год пропорция людей, абсолютно уверенных в том, что жизнь в Ираке «непредсказуема и опасна», увеличилась с 46% до 59%. Данное изменение ощущалось во всех сообществах: с 41% до 48% среди шиитов, с 77% до 84% среди суннитов и с 16% до 50% среди курдов. В то же время, опросы не выявили особой поддержки религиозного конфликта ни в одной из данных основных трех групп.

Насилие оказало сильный эффект на отношение иракцев к иностранцам. К 2006 году недоверие к американцам, англичанам и французам достигло 90%. Отношение к соседям Ирака также напряженное. Более половины опрошенных иракцев ответили, что не рады тому факту, что турки, иорданцы, иранцы и кувейтцы — их соседи. Данные чувства, судя по всему, напрямую связаны с насилием, охватившим Ирак, и с ролью иностранцев в опасной ситуации в стране.

Таким образом, оказывается, что иракцы проявляют все большую приверженность своей национальной принадлежности и поддерживают идею нерелигиозного правительства. Это основные черты современного политического устройства. Среди суннитов снижение уровня поддержки идеи исламского государства наиболее заметно, что может иметь значительное влияние на способность религиозных экстремистов пополнять свои ряды за их счет.

Несмотря на то, что иракцы по-прежнему озлоблены из-за насилия в стране, эта злость не смогла подорвать их чувства национальной принадлежности. В то же время они, похоже, придерживаются важных демократических ценностей. Главный вопрос, естественно, заключается в том, смогут ли данные ценности воплотиться в мирной жизни.

Мансур МОАДДЕЛЬ — профессор социологии в Университете Восточного Мичигана, автор книги «Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и рассуждение».

Мансур МОАДДЕЛЬ Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ