Удивившее всех решение президента Египта Хосни Мубарака, в котором он предложил внести конституционные поправки, позволяющие проводить прямые и конкурентные президентские выборы, можно считать гигантским шагом на пути к демократии в Египте и во всем арабском мире.
Согласно существующей в данный момент системе, граждане Египта имеют возможность выразить свое мнение только в день президентского референдума, который проводится каждые шесть лет, и сказать «да» или «нет» относительно единственного имени, внесенного в избирательный бюллетень. Это объясняет, почему Мубарак всегда получал свыше 90% голосов, хотя и при полном безразличии основной массы избирателей. «Лидеры нации» в Сирии и Ираке при такой системе добивались даже лучших результатов, и это неудивительно, поскольку они требовали, чтобы внизу каждого бюллетеня избиратель вписывал свое имя и адрес, по которому проживает.
Многие долгое время утверждали, что демократизация на Ближнем Востоке не наступит до тех пор, пока Египет не будет полностью вовлечен в этот процесс. Египет не может по-настоящему встать на путь демократизации, если он вначале не внесет поправки в свою конституцию — уменьшит власть своих президентов, которая практически равна власти фараона, и установит предельный срок президентского правления. Мубарак, в конце концов, является президентом 24 года. Поэтому заявление о том, что он желает провести президентские выборы на конкурентной основе, является важным первым шагом.
Режим может полагать, что он сможет использовать данный процесс в свою пользу, но события, возможно, будет не так просто контролировать, как только народ почувствует, что у него появилась возможность что-то изменить. Джинн демократии будет выпущен из бутылки.
В любом случае Египет не является единственной страной в этом беспокойном регионе, которая в настоящий момент вступает на путь демократизации. Турция — с одного конца Ближнего Востока и Марокко — с другого уже прочно встали на этот путь. Настоящая волна народной поддержки на этот раз, кажется, пошла от недавно состоявшихся с позитивным исходом выборов в Ираке, Палестине и, в меньшей мере, в Саудовской Аравии.
Оппозиционные группы в Египте также выступили на сцену с маршами и другими формами гражданского неповиновения, которые наблюдались последние несколько недель. Катализатором их гнева стал арест и заключение под стражу в конце января больного оппозиционного лидера Аймана Ноура. Такое жестокое поведение правительства вновь вдохнуло силы в местное движение «Кифайя» («Хватит»), которое потребовало прекращения правления режима Мубарака. И вдруг популярная точка зрения, что египтяне пассивны и запуганы настолько, что не могут предпринять какие-либо действия, кажется, утратила основания. Союз местных региональных и международных сил объединился против тирании на берегах Нила.
Египтяне уже беспокоятся относительно знаковых реформ а ля Тунис, где длительное время пребывающий увласти президент Зин аль-Абидин Бин Али создал карикатуру на конституционную поправку, которая, казалось, должна была открыть двери к конкурентным президентским выборам, но в итоге превратилась в робкое соперничество с несколькими «ручными» оппонентами. В результате внесения такой «поправки» Бин Али, который на проходивших ранее президентских выборах в Тунисе стандартно получал 99% голосов, сейчас получил только 96%.
Давайте будем надеться на то, что Мубарак более серьезно относится к реформе избирательной системы. Мерой серьезности его намерений будут шаги, направленные на прекращение существующего уже 24 года состояния чрезвычайного положения, при помощи которого удается эффективно предотвращать всякие попытки проведения политических кампаний.
Мубараку также следует ввести в действие ограничения, направленные на то, чтобы президенты могли оставаться у власти не больше двух пятилетних сроков подряд. Также необходимо осуществить ряд мероприятий по созданию атмосферы доверия, в том числе обеспечить всем доступ к средствам массовой информации, которые в настоящий момент контролируются государством. Я заявил, что намерен принять участие в ближайших президентских выборах, чтобы таким образом начать дебаты относительно столь важных реформ. Но я с радостью вернусь к моей жизни обычного гражданина, как только будут гарантированы свободные и открытые выборы, которые пройдут этой осенью.
В случае их реализации на серьезном уровне перечисленные шаги позволят трансформировать наследие, доставшееся от Мубарака. Наряду с событиями, произошедшими в Ливане, Ираке и Палестине, это также может стать преддверием арабской весны свободы, приход которой очень сильно запоздал.
Саад Эддин ИБРАГИМ — профессор Американского университета в Каире, руководитель Центра Ибн Кхалдан.