Десятки тысяч манифестантов вышли на улицы столицы Таиланда — Бангкока, чтобы выразить протест против политики премьер-министра страны Таксина Шинаватры. Его обвиняют в злоупотреблении властными полномочиями, в особенности в отношении мятежа на юге страны и контроля над средствами массовой информации. Он эти обвинения отвергает. Чтобы как-то заставить своих критиков замолчать, Таксин назначил на 2 апреля всеобщие выборы, однако оппозиция намеревается их бойкотировать. Вчера, высказываясь, он не исключил возможности своей отставки.
Через год после повторного избрания премьер-министр Таиланда Таксин Шинаватра был вынужден распустить Национальное собрание и объявить досрочные выборы. Хотя его партия «Тай Рэк Тай» (ТРТ) контролирует 75% голосов в собрании, Таксин готовится к обороне. Он по- прежнему чрезвычайно популярен среди сельских избирателей и городской бедноты, которые составляют более 60% избирателей Таиланда. Но ему приходится сопротивляться горячим акциям протеста интеллигенции и среднего класса Бангкока против его правления.
Они обвиняют Таксина, самого богатого бизнесмена Таиланда, в коррупции и предательстве — за продажу без уплаты налогов корпорации «Шин», принадлежащей его семье, государственной компании Сингапура «Темасек Холдингс» за 1,9 миллиарда долларов. Резкое изменение политической судьбы Таксина подтверждает, что не все решается у избирательных урн, и выявляет недостатки демократии, которые сегодня проявляются во многих развивающихся странах, включая соседей Таиланда по региону — Филиппины.
До недавних пор Таксин казался политиком с незапятнанной репутацией в своей стране и смелым, надежным политиком за границей. Используя глубокие противоречия между селом и городом в Таиланде, Таксин прорубил себе дорогу к власти в 2001 году с помощью популистской программы. Он разбудил национальную гордость и пообещал сельским жителям Таиланда, что их страна достигнет величия, несмотря на разрушительный экономический кризис 1997 года.
Сильная популистская политика сказалась на поддержке его первого четырехлетнего правительства: для сельской местности была приостановлена выплата долгов, была налажена недорогая для населения всеобщая система здравоохранения, каждой из 77000 деревень было выделено по 25000 долларов для фондов развития предпринимательства. Понимая стратегии развития, преобладающие в Восточной Азии, Таксин выбрал стратегические отрасли для развития экономики Таиланда, сосредоточившись на автомобилестроении, моде, пищевой промышленности, здравоохранении и туризме.
В феврале 2005 года подавляющее большинство избирателей поддержало избрание Таксина на второй срок. Но затем его личная популярность резко упала из-за начала сепаратистских беспорядков на юге, заселенном преимущественно мусульманами, и из-за волны коррупции. Его грехи, на которые смотрели сквозь пальцы в первый срок правления, начинают сказываться на его репутации. На поверхность всплывают запугивание СМИ, применение силы против общественных гражданских организаций, применение смертной казни во внесудебном порядке во время кампании против наркотиков, изменения процентных ставок, выгодные для его телекоммуникационной империи «Шинаватра».
Закулисная продажа корпорации «Шин» в феврале усилила долго назревавшее недовольство. Сделку назвали квинтэссенцией хитроумной коррумпированной системы Таксина и предательством провозглашенного им национализма, что означает исчерпывание его морального авторитета и политической легитимности. Стоимость компании увеличилась в четыре раза за время правления Таксина, а такие активы, как спутники, служба мобильной связи и самолет, появились благодаря государственным концессиям в обмен на контрольный пакет акций для Таиланда. Для оппонентов Таксина продажа данных активов иностранной компании, принадлежащей другому государству, — то же самое, что поставить под угрозу экономическую независимость Таиланда.
Дни Таксина сочтены, так как Таиланд, похоже, готов избавиться от премьер-министра, избранного большинством голосов. Количество людей, принимающих участие в уличных акциях протеста, уже увеличилось с пяти до шести процентов. Затруднительное положение, в котором оказался Таксин, иллюстрирует тенденцию, характерную для политики развивающихся стран, когда сельский электорат избирает правительство, а городские элиты избавляются от них.
Коалицию оппонентов Таксина в самом деле устроит только отстранение его от должности, запрет когда-либо участвовать в тайской политике и, возможно, высылка из страны. Но оппозиция приняла решение бойкотировать поспешно назначенные выборы, которые партия ТРТ, похоже, опять выиграет с большим отрывом, потому что Таксин может манипулировать подчиненными себе институтами, созданными в соответствии с конституцией для защиты от взяточничества и поддержания разделения властей внутри государства.
Таким образом, тайская политика оказалась в тупике. Похоже, только вмешательство короля Пумипона Адульядета, пользующегося общим уважением, может спасти ситуацию. Тот факт, что король Пумипон может вмешаться в жестокое противостояние Таксина и его оппонентов, коренным образом отличает Таиланд от Филиппин, где народные восстания регулярно подрывают репутацию президентов, а иногда приводят и к их свержению. Вмешательство короля положит конец уличной конфронтации. Но тайцы не могут рассчитывать на своего пожилого и больного короля каждый раз, когда у них появляется какая-нибудь проблема. Более того, королевское вмешательство может отбросить Таиланд назад в историческом развитии из- за возможного желания переписать конституцию для того, чтобы избавиться от недостатков демократической культуры страны.
Чтобы встать на ноги, тайской демократии нужна не система политического контроля, а активность граждан, позволяющая добиться дисциплинированного соблюдения положений конституции и уважения ее институтов. Тогда конституцию перестанут нарушать люди, вроде Таксина.
Титинан ПОНГСУДИРАК — профессор политологии в университете Чулалонгкорн в Бангкоке, в настоящий момент приглашенный старший научный сотрудник в Институте исследований Юго-Восточной Азии в Сингапуре