В воскресенье из Минска в Москву прибыл собственный корреспондент телеканала НТВ в Беларуси Павел Селин, депортированный из соседней страны в течение 24 часов. Официально белорусским властям — и, скорее всего, президенту страны Александру Лукашенко — не понравилось освещение журналистом похорон народного писателя Беларуси Василя Быкова. На телеканале считают, что президента разозлила трансляция интервью первого руководителя независимой Беларуси Станислава Шушкевича, критиковавшего Лукашенко за непоявление у гроба самого выдающегося представителя белорусской культуры последних десятилетий. Конечно, сам президент может с такой оценкой и не согласиться. Он ведь послал соболезнование семье покойного, назначил правительственную комиссию по организации похорон… А то, что сам Лукашенко в день прощания с Быковым фактически бежал из Минска, правительственная комиссия покинула зал прощания и не присутствовала на похоронах, то, что руководители страны, в которой практически ликвидирована оппозиция, в день прощания с человеком, считающимся совестью своего народа и почитаемом на всем постсоветском пространстве и на Западе, вели себя не как представители законной власти, а как чиновники оккупационного режима — так это оценка злопыхателей…
Но для российского политического истеблишмента важно должно быть не это. Что же это за удивительное такое влияние у России на постсоветском пространстве, что «лучшие друзья» о нее буквально вытирают ноги — то в Минске, то в Ашхабаде, а то еще где-нибудь. Ведь белорусский МИД мог просто лишить аккредитации журналиста НТВ — и ладно, с этим можно было бы не соглашаться, обвинять режим Лукашенко в попрании свободы слова, но это не новые обвинения. Но российский журналист был депортирован из Беларуси как ГРАЖДАНИН своей страны, объединившейся с Беларусью в союзное государство. Более того, у него в паспорте сделана отметка, что он не может посещать Беларусь в течении пяти лет — и эту отметку сделали в МВД страны, которое само — ! — выдает миграционные карты въезжающим на территорию союзного государства иностранцам. А вот самим белорусам — и российским МВД это преподносилось как достижение — миграционные карты не нужны. Потому что они для России — не иностранцы. А Павел Селин для Беларуси — иностранец. И не только потому, что его материалы не нравятся президенту, а еще и потому что он — российский гражданин. В Минске уверены, что, несмотря на все соглашения о союзном государстве, россиян можно из Беларуси выгонять за 24 часа, как шелудивых собак. Вот и все, извиняюсь за выражение, братство. Вот и все уважение к России. Оказывается, о него может вытереть ноги любой белорусский милиционер, если захочет. Как сказал гаишник, оштрафовавший за превышение скорости водителя, перевозившего меня не так давно через российско-беларусскую границу: «Я остановил вас не потому, что вы российская машина, а потому, что вы наши братья»…
И еще один маленький фактик из паспорта теперь уже бывшего корреспондента НТВ в Минске. Ему запрещен въезд в Беларусь сроком на пять лет — а это означает, что в Минске уверены — никакого союзного государства с общим гражданством в ближайшие пять лет не будет и никакой нежелательный элемент из соседней страны в Беларусь не просочится. Если кто-то из российских руководителей в это не верит, если кто-то из них захочет вступить с очередной бессмысленной речью о единстве, оправдывающей торговлю с Беларусью по смехотворно заниженным ценам — пусть сначала посмотрит в паспорт Павла Селина. Там все написано.