Французский президент Эммануель Макрон впервые после избрания на должность главы государства посетит Россию. 24 и 25 мая он будет принимать участие в Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, где, по словам главы французского МИД Жана-Ива Ле Дриана, будет продолжать вести с Россией «четкий, открытый и требовательный диалог». В последнем интервью газете Le Journal du dimanche Эммануель Макрон высказался за интеграцию России в Европу. Во-первых, чтобы она не изолировалась. Во-вторых, чтобы не прибегала к своеволию вне границ ЕС. «Для меня Россия является частью Европы, даже если с европейской демократией ее политика не имеет ничего общего», — сказал президент французскому изданию. Очевидно, что Франция готова к сотрудничеству с Россией, правда, лишь в пределах незаполитизированных гражданских обществ. Де-факто же в России социум, где молодежь тяготеет к профессии «чиновник», а независимые институты, к одобрению власти, вне политики себя не мыслят.
«День» пообщался с президентом группы дружбы «Франция-Украина» в Национальном собрании Валерией ФОР-МУНТЯН и политологом Сесиль ВЕСЬЕ о французской дипломатии и выяснил цели визита Макрона в Санкт-Петербург и попросил рассказать, как можно углубить сотрудничество между Украиной и Францией.
«КАК СОТРУДНИЧАТЬ, УЧИТЫВАЯ ЗАПОЛИТИЗИРОВАННОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Валерия ФОР-МУНТЯН: — Учитывая площадь, количество населения и уровень вооружения, Россия является большой страной. Мы должны говорить со всеми. Кроме того, дипломатия — это имидж Франции. Так исторически сложилось, что мы руководствуемся принципами взвешенной дипломатии и дискутируем с разными сторонами, невзирая на их политику или позицию. Поэтому очевидно, что мы продолжим диалог с Россией, на этом президент Эммануель Макрон сосредоточивает особое внимание. Однако после встречи с Владимиром Путиным в Версале стало понятно, что речь идет не о сотрудничестве правительств, народных избранников, а в большей степени о диалоге гражданских обществ.
Сесиль ВЕСЬЕ: — Мне кажется, что это «красивые слова». Обычно, когда мы встречаемся с кем-то, мы говорим об общих проектах, сотрудничестве. Так принято. В Версале Эммануель Макрон объяснил, что речь идет о сотрудничестве обществ. Например, нужно поощрять российских студентов ехать во Францию и наоборот. Однако как сотрудничать, учитывая заполитизированность российского общества, — это уже совсем другой вопрос. Также нужно учитывать, что после отравления в Великобритании экс-разведчика Сергея Скрипаля стало очевидно, что Европа сплотилась против РФ и вряд ли об этом забудет. Однако, по моему мнению, хорошо, что с Россией будет вестись диалог, так, особенно после дела Скрипача, мы хотя бы будем иметь возможность говорить об этом с глазу на глаз.
«НЕ ОТСТУПАЯ ОТ СВОИХ ПРИНЦИПОВ, МАКРОН ХОЧЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭРЕ ПОСЛЕ ПУТИНА»
— В конце мая Эммануель Макрон посетит Международный экономический форум в Санкт-Петербурге и встретится с Владимиром Путиным. Какова его цель, для чего он едет в Россию?
Валерия Фор-Мунтян: — В действительности Эммануэля Макрона в Россию пригласила негосударственная организация, которая не финансируется ни французским, ни русским правительством. Идет речь о представителях гражданского общества. Именно поэтому, невзирая на напряженную геополитическую ситуацию, президент решил ехать в Россию. Не могу сказать, о чем Эммануэль Макрон и Владимир Путин будут говорить в России. В любом случае цель путешествия одна, это Экономический форум в Санкт-Петербурге.
Сесиль Весье: — С одной стороны, я думаю, что Макрон хочет поддерживать диалог с Россией и с Владимиром Путиным. Он настроен представлять Европу и Европейский Союз в этом диалоге. Это не значит, что Макрон одобряет политику Путина или готов уступить интересы своей страны, он в такой же мере открыт к дискуссии с Путиным, как к диалогу с Трампом, позиции которого относительно Ирана и выхода США из ядерного соглашения он не разделяет. С Владимиром Путиным у президента Франции диалог достаточно конкретный. Это стало очевидным после визита российского президента в Версаль и серии неформальных телефонных разговоров. В Санкт-Петербурге они будут обсуждать Сирию, соблюдение прав человека в РФ и, я надеюсь, Украину. Однако я не думаю, что диалог с Россией для Франции является приоритетным. Это желание дискутировать со всеми, вести политический диалог со всем миром. Речь не идет о каком-то соглашении или одобрении. Однако так диалог Франции и России могут интерпретировать в Москве и даже частично в Украине. По моему мнению, стратегия Макрона достаточно прагматична. Он хочет оставить диалог с Россией открытым, потому что российского президента изменить не удастся, и, не отступая от своих принципов, подготовиться к эре после Путина.
«УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНТИНЕНТА»
— Может ли Франция в перспективе пожертвовать Украиной ради решения другого международного конфликта, окончания войны в Сирии, например? Уступить Украину ради коалиции с Россией?
Валерия Фор-Мунтян: — Во-первых, Украина — это большое независимое государство, которое никому не принадлежат. Франция не может жертвовать теми, кто априори ей не принадлежит. Что же касается дипломатии, то меня очень удивит, если ради сотрудничества с Россией Франция пожертвует дипломатическими отношениями с Украиной. Это не в ее стиле. Много веков наша дипломатия выделялась тонкостью, мягкостью, готовностью к постоянному диалогу со всеми странами. Украина является частью Европейского континента. Мы знаем, что в Украине в настоящий момент идет война, причины и последствия всем известны. Однако нет никакого смысла, никаких причин для Франции, как и для любой другой европейской страны, однажды ставить крест на таком близком соседе ЕС, как Украина.
«Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ЕВРОПА МОЖЕТ УСТУПИТЬ УКРАИНУ»
Сесиль Весье: — Я не думаю, что это возможно, так как все понимают, что следующими после Украины могут быть Грузия или Армения. Также хотела бы вам напомнить еще один момент. Страны Балтии сегодня входят в состав ЕС, в 1940 году их оккупировал Советский Союз. Франция и некоторые европейские страны никогда не признавали эту аннексию, де-факто балтийские страны считались частью СССР, однако дипломаты с официальными визитами по большей части на эту территорию не приезжали. Кроме того, золото, золотые запасы, которые балтийские страны хранили в европейских банках, им вернули лишь после 1991, когда Латвия, Литва и Эстония стали независимыми. Поэтому я уверена, что Крым еще получит право выбора и вернется в состав Украины. Если этого не произойдет через полгода, это случится позже. Я не верю, что Европа может уступить Украину. Да, решения Запада могут не нравиться Украине и наоборот, у нас разная политика, история, разные отношения с Россией, однако, по моему мнению, европейский и украинский подходы к РФ удачно друг друга дополняют.
«УКРАИНА ДОЛЖНА НАКОНЕЦ ПРОЯВИТЬ БОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС К СВОЕМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ»
— Что нужно обеим сторонам, в частности Украине, чтобы заинтересовать французский бизнес инвестировать в украинскую экономику?
Сесиль Весье: — В современных обстоятельствах, когда Россия продолжает оперировать симулякром «фашизма», Украина должна лучше следить за своим политическим образом. Вместе с тем, нужно отметить, что она изменила отношение Европы к себе, доказала ей, что Украина существует и готова к диалогу.
Валерия Фор-Мунтян: — Франция сегодня заинтересована в сотрудничестве с Украиной, дипломатические отношения в рамках Минских соглашений и крепкие экономические связи — ее приоритеты. Однако для усиления этого сотрудничества и решения конфликта в Донбассе Украина должна наконец сойти с советских рельсов и проявить больший интерес к своему реформированию.
Мы можем посодействовать диалогу, но не решить проблему. Сепаратисты и украинская армия должны решить конфликт между собой, отойти от линии разграничения, чего до сих пор не было сделано. То есть не Франция или Германия должны работать над решением конфликта, в этом должна быть заинтересована прежде всего Украина.
Учитывая экономику, нужно наладить инфраструктуру, пересмотреть ее план. По моему мнению, в транспортной сфере все до сих пор функционирует по советской системе. Например, дороги, железнодорожные пути были проложены с учетом России, для экономического сотрудничества с ней. А для Европы ничего сделано не было. Поэтому нужно пересмотреть не только качество дорог, но и рентабельность маршрутов. Также стоит обратить внимание на вопрос распределения энергетических ресурсов, качества очистки воды, переработки отходов. Уровень загрязнения окружающей среды в Украине очень высок, я в жизни не видела столько пластика. С другой стороны, нам важно, чтобы французские компании инвестировали в украинскую экономику, а Украина, в свою очередь, могла экспортировать товары во Францию и Европу. Чтобы поощрить зарубежных инвесторов, нужно не только бороться с коррупцией, но и сделать так, чтобы украинские банки выдавали кредиты на открытие бизнеса. Сегодня эта опция является одинаково недоступной как для украинцев, так и для иностранцев. Однако правительство и торгово-промышленное сообщество активно работают над тем, чтобы это изменить. Одной из самых приоритетных сфер сотрудничества является, конечно, агропромышленность. Нужно понимать, что агропромышленность — это не только сырье и зерно. Как только проблемы коррупции, инфраструктуры и инвестиций будут решены, стоит подумать о развитии агропромышленного комплекса, который сможет реально обогатить страну. Потому что выращивание зерна и его экспорт пока не обогащают никого, кроме людей, которые этим занимаются. Приоритетны для Франции энергетическая сферы, IT-технологии, математика, инженерия, информатика, цифровые технологии. В этой области Украина может много чего предложить Европе. Важным является сотрудничество в военной сфере, так как Украине за короткое время удалось создать достойную армию, которая впоследствии сможет стать важным игроком в Европе. Поэтому, с одной стороны, у франко-украинского сотрудничества есть преграды, а с другой стороны — очевидны изменения.