Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дипломатический шаг к чистому миру

Смогут ли мировые лидеры принять соглашение на Конференции ООН по климатическим изменениям в Копенгагене?
13 октября, 2009 - 00:00
ГЛАВА ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ЖОЗЕ МАНУЭЛЬ БАРРОЗУ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ДАНИИ ЛАРС РАСМУССЕН И БЫВШИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН КОФИ АННАН (НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО) НА VII ФОРУМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕДАКТОРОВ «ОТ КИОТО ДО КОПЕНГАГЕНА» / ФОТО АВТОРА

В декабре этого года во многом может определиться судьба нашей планеты. Или лидеры государств, которые соберутся с 7 по 18 декабря на конференции ООН по климатическим изменениям, в Копенгагене, возьмут на себя юридические обязательства относительно уменьшения выбросов углерода, или все развитые и неразвитые страны вместе будут пожинать катастрофические последствия, которые приведут к потеплению Земли.

Следует отметить, что это 15-я конференция, на которой будет рассматриваться проблема климатических изменений. И неслучайно, что будет проходить она в Дании, которая считается «зеленой» страной и является лидером по внедрению чистой энергии. Уже сейчас почти 20% энергии в Дании производится благодаря использованию восстанавливаемых источников, в частности, в первую очередь, ветра.

Как известно, тон в уменьшении выбросов задает Европейский Союз, который обязывается до 2020 года уменьшить выбросы углерода на величину от 25 до 40%. Япония соглашается уменьшить выбросы на 25%. Между тем США, на которые приходится чуть ли не самое большое количество выбросов, не взяли до сих пор конкретные обязательства по уменьшению выбросов.

Проблема состоит также в том, какие инструменты следует внедрить, чтобы принудить страны уменьшать выбросы. С одной стороны, сейчас в США и многих других странах действует принцип «уменьшения выбросов или их продажа». С другой стороны, некоторые страны предлагают внедрить углеродный налог, который по мнению некоторых экономистов может быть более эффективным инструментом. Но дело в том, что в США очень непопулярна тема налогов, поэтому вряд ли можно ожидать, что администрация Белого дома согласится на это предложение.

К слову, европейцы хорошо подготовились к конференции ООН по климатическим изменениям. Об этом можно судить по предложениям, высказанным премьер-министром Дании Ларсом Расмуссеном и председателем Европейской комиссии Жозефом Мануэлем Баррозу на VII Форуме международных редакторов «От Киото до Копенгагена», который проходил 9 — 11 октября в Копенгагене по инициативе правительства Дании и проекта Синдикат. По словам датского премьера, в Копенгагене должно быть принято амбициозное обязывающее соглашение, которое должно базироваться на пяти элементах:

Во-первых, развитые страны должны согласиться на значительные сокращения на короткую и среднюю перспективу и таким образом взять на себя лидерство и историческую ответственность.

Во-вторых, основные развивающиеся страны, также должны взять более мягкие обязательства относительно сокращения выбросов.

В-третьих, развитые страны должны помочь наиболее уязвимым странам в их попытках адаптироваться к неминуемому действию климатических изменений.

В-четвертых, необходимо укрепить углеродный рынок и привлечеть частный сектор при помощи мероприятий, создающих необходимые стимулы для зеленых инвестиций.

И, в конце концов, следует установить систему контроля, отчетности и верификации, благодаря которой можно постоянно проверять усилия стран относительно выполнения обязательств.

Со своей стороны Баррозу отметил, что экономика, которая будет базироваться на низком содержании углерода, даст толчок росту инноваций, инвестиций, рабочих мест в чистых технологиях и производстве. По его словам, увеличение доли энергии, которая будет производиться на восстановительных источниках, до 20% в общем балансе принесет дополнительно 90 млрд. евро инвестиций в этот сектор и создаст 700 тыс. рабочих мест, уменьшит на 45 млрд. евро счета за нефть и газ до 2020 года. Председатель Европейской комиссии отметил, что климатические изменения это не только проблема окружающей среды, но и приоритет развития.

Тем временем министр по вопросам климата и энергетики Дании Конни Хедегаард четко указала: кто первый станет на путь сокращения выбросов и переориентируется на производство чистой энергии, тот будет победителем в конкурентной борьбе. «Чем быстрее мы будем действовать — тем лучше, а затягивание только приведет к тому, что счета за «грязную» энергию будут только расти», — подчеркнула она.

Выступая перед редакторами изданий, бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул важную роль масс-медиа, которые помогли «поставить климатические изменения на политическую повестку дня». Вместе с тем, он призывал СМИ увеличить усилия и мобилизировать требования для действий. В частности, заметил Аннан, прилагайте больше усилий, чтобы информировать и просвещать людей о последних достижениях, касающихся более эффективных и менее дорогих энерготехнологий, а также о способах уменьшения выбросов. «Продолжайте давить на политических лидеров, чтобы они лично участвовали в климатическом саммите в Копенгагене и дали инструкции своим представителям на переговорах, предварительно подготовить основание для соглашения», — подчеркнул он.

Хотелось, чтобы призыв экс-генсека услышали не только в США и других странах, которые являются наибольшими загрязнителями, но и украинские СМИ и политические лидеры. Ведь глобальное потепление коснется и Украины, несмотря на то, что мы сейчас даже можем продавать свои квоты неиспользованных выбросов.

Вопреки осторожному оптимизму многих экспертов, касающийся результатов климатического саммита в Копенгагене, лидер немецких зеленых Йошка Фишер, который был модератором на одной из панелей форума редакторов, высказал предположение, что, возможно, Копенгаген станет большим дипломатическим шагом на пути к чистому миру.

Между тем, известный американский финансист Джордж Сорос во время выступления в мэрии Копенгагена перед более чем 300 редакторами международных изданий объявил о создании фонда «Инициативы по климатической политике» и пообещал на этот фонд выделять ежегодно по 10 млн. долларов в течение 10 лет. «Глобальное потепление является политической проблемой. Здесь все понятно с научной точки зрения. Значительно менее понятно — продемонстрируют ли мировые лидеры политическую волю, необходимую для разрешения этой проблемы», отметил он.

Кроме этого, Сорос заявил о намерении инвестировать до одного млрд. долларов на технологии чистой энергии. «Я планирую применять жесткие условия для инвестирования. Я буду рассматривать выгодные возможности и также буду настаивать, чтобы инвестиции делали реальный вклад в решение климатических проблем», — сказал финансист.

Нам остается дождаться середины декабря, и мы увидим: действительно ли лидеры ведущих стран мира договорятся, чтобы сделать мир более чистым и более зеленым. Как отметил председатель Европейской комиссии Жозе Баррозу, «этой цели достичь сложно, но мы не можем отвлекаться на план Б, потому что мы можем закончить планом П — провалом, тем более, что плана Б нет, потому что у нас нет планеты Б».

КОММЕНТАРИЙ

Андерс ЭЛДРАР: Правительства хотят получать новую чистую энергию и потому соглашаются платить дополнительную цену.

В прошлом месяце датская компания DONG Energy ввела в эксплуатацию в Северном море 91 ветряную турбину, которые будут обеспечивать электроэнергией 200 тыс. домохозяйств. Благодаря каким решениям Дания стала зеленой страной и что вынуждает бизнес переходит на чистые технологии по производству электроэнергии. Об этом «Дню» рассказывает исполнительный директор компании Андерс ЭЛДРАР.

— Какие стимулы имеют датские компании, чтобы производить чистую энергию?

— Мы занимаемся этим бизнесом, потому что считаем, что это будет выгодно для компании в будущем. Я ожидаю, что в будущем будет достаточно обоснована высокая цена на углерод. А это будет означать замену производства электроэнергии из угля, который дает много вредных выбросов, на производство электроэнергии при помощи ветровых турбин.

— А кто платит за это, в частности — за то, что вы выпускаете ветровые турбины?

— Мы получаем субсидии от правительства. Если мы устанавливаем ветровые турбины для Великобритании, то за это платит правительство этой страны. Действительно, невозможно начать использование новых технологий без субсидий. И это учитывается в нашей смете. Величина субсидии отличается в зависимости от того, для какой страны вы строите ветряные турбины. Самые лучшие субсидии для морских ветряных турбин предоставляют сейчас в Великобритании, которая, кстати, весной в этом году значительно увеличила субсидии. Поэтому мы решили инвестировать в строительство наибольшего в мире парка ветряных турбин около Лондона, который будет введен в эксплуатацию в 2012 году. Правительства в этой части Европы хотят получать новую чистую энергию и потому соглашаются платить дополнительную цену.

— А не можете ли вы сказать, как после кризиса в 1970-х годах датскому правительству удалось заставить граждан эффективнее использовать энергию, а компании переходить на производство чистой или, иными словами, зеленой энергии?

— Этот очень хороший вопрос. Правительство сделало несколько вещей. Во-первых, оно приняло решение использовать для обогрева воду, которая была побочным продуктом на тепловых электростанциях и просто сливалась в реку. Кроме этого, было принято решение относительно норм изоляции в домах. Кроме того, правительство стало поддерживать развитие зеленых технологий.

Мыкола СИРУК, «День», Копенгаген
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ