Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Дипломатический скандал»

Эксперты «Дня» — о причинах и последствиях конфликта между Турцией и Нидерландами
13 марта, 2017 - 18:54
РОТТЕРДАМ / ФОТО РЕЙТЕР

Чем ближе к турецкому референдуму по расширению полномочий главы государства, который состоится 16 апреля, тем сложнее становятся отношения между некоторыми странами ЕС и Турцией. Очередным свидетельством этого стало обострение отношений между Нидерландами и Анкарой. Поводом к чему стал запрет на въезд двум турецким министрам. Сначала главе МИД Турции Мевлюти Чавушоглу, а позже министру по делам семьи и социальной политики Турции Фатиме Бетюль Саяма Кайи не позволили встретиться с согражданами в Роттердаме.

Турецкие политики собирались убедить турецких граждан, которые живут в Нидерландах, поддержать изменения к конституции страны, значительно расширяющие полномочия президента. В Нидерландах живет почти 400 тысяч выходцев из Турции. Правительство Нидерландов, со своей стороны, объяснило запрет на въезд тем, что опасается последствий таких мероприятий.

Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Нидерланды заплатят за то, что не пустили двух турецких министров в страну. Эрдоган обвинил страны Запада в исламофобии и потребовал, чтобы международные организации наложили на Нидерланды санкции. «Я говорил, что с нацизмом покончено, но я ошибался, нацизм жив на Западе», — заявил он. Глава турецкого правительства Бинали Илдирим в ночь на воскресенье назвал произошедшее «дипломатическим скандалом» и объявил, что Анкара решительно ответит на «недопустимое отношение» к своим правительственным чиновникам, передает dpa с ссылкой на турецкие СМИ.

Вчера Анкара направила Нидерландам две ноты протеста в связи  ограничением в отношении турецких министров, а также непропорциональным применение силы к представителям турецкой диаспоры.

Между тем, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте потребовал, чтобы Эрдоган извинился за то, что сравнил голландцев с нацистами. Высказывания турецкого президента являются неприемлемыми, заявил премьер и добавил, что его страна будет принимать соответствующие меры, если Турция не изменит своего поведения.

ХРОНИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Ранее власти Австрии, Германии и Швейцарии также запретили выступления турецких официальных лиц перед турецкими гражданами, проживающими в этих странах. После этого Эрдоган обвинил Германию в использовании нацистских методов. А турецкий министр Чавушоглу после отказа голландских властей назвал Нидерланды «столицей фашизма». Премьер Дании Ларс Лекке Расмуссен отложил ранее запланированную встречу с премьером Турции. Он заявил, что на демократические принципы в Турции давят.

А вот власти французского города Мец позволили провести турецкий митинг. Министр иностранных дел Франции при этом попросил Турцию избегать провокаций. В Швеции, где митинг сторонников господина Эрдогана назначили на воскресенье, должен был также выступить турецкий министр, но позже его отменили по соображениям безопасности. Однако шведское министерство иностранных дел заявило, что решение об этом принимал хозяин стадиона, на котором должен был пройти митинг, но он может состояться на другой площадке.

16 апреля в Турции планировали референдум по поправкам к конституции, которые превратят Турцию из парламентской на президентскую республику.  Если эти поправки одобрят, они предоставят президенту новые полномочия: формировать кабинет министров, готовить бюджет, выбирать большую часть судей и принимать законы. Президент также сможет объявлять чрезвычайное положение и распускать меджлис.

«НА ЭТОМ ЭТАПЕ ФАЙЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТУРЦИИ ЗАКРЫТ»

Требования турецкой стороны к Нидерландам являются более чем странными.

Во-первых, как любая страна может решать, что проводить на территории другого государства. Как объяснил «Дню» украинский дипломат на условиях off the records, подобная ситуация была относительно нашей страны, когда в Нидерландах проводился референдум по соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной. «Тогда нам прямым текстом сказали: простите, пожалуйста, но это наше внутреннее дело проводить референдум и официальных украинских органов здесь не должно быть»,        — сказал собеседник.

По его словам, нидерландские власти, в частности, считают недопустимым проводить референдум среди турков, если это граждане Нидерландов, которые имеют нидерландские паспорта. В Нидерландах двойного гражданства юридически не существует. При получении нидерландского паспорта человек должен сдать справку о выходе из предыдущего гражданства.   

Во-вторых, отметил собеседник, в Нидерландах все политические партии едины в отношении к референдуму в Турции. Они считают, что это попытка закрепить при власти нынешнего президента. Единственная партия, которая не соглашается  с этим, — это партия нидерландских турков Денк.

В-третьих, практически все партии осудили действия Турции. В связи с этими недавними событиями большинство голосов турков на выборах 15 марта получит партия Денк.

Вместе с тем, считает дипломат, эти события добавят неопределенности в отношении результатов парламентских выборов. С другой стороны, можно с определенностью сказать, что драматических событий на этих выборах не будет. Турки никогда не были сторонниками Вильдерса, который вел кампанию с антиисламскими и антимусульманскими лозунгами.

По словам собеседника, у премьера Рютте твердая позиция на этих выборах. Он, в частности, заявил, что Нидерланды заинтересованы в этом споре с Турцией быть более умной стороной и решить эту проблему в ходе переговоров.  И при этом эксперты отмечают, что на этом этапе файл европейской интеграции Турции — закрыт.

Нидерландцы нормально относятся к меньшинствам, они толерантны, отметил собеседник. По его словам, премьер Рютте четко высказался по этому вопросу в недавней статье, написав: «Тем, кто не хочет жить по нормальным стандартам, нарушает наши законы, пожалуйста, выезжайте из страны, мы не будем вас задерживать. И это касается не меньшинств, а лиц, которые не могут этого понять».

Интересным моментом, отметил собеседник, является то, что мэр Роттердама, где произошли столкновения турков с полицией, по происхождению из Марокко, мусульманин. Однако он занял решительную позицию, порядок есть порядок, и мы будем делать то, что считаем нужным.

«ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ БЫЛ РИСК РАЗЖИГАНИЯ  НАПРЯЖЕННОСТИ»

Сейбрен де ЙОНГ, стратегический аналитик, Гаагский центр стратегических исследований:

— Наши политики были правы, не позволив министру провести кампанию по внутреннему вопросу Турции. Турецкие министры и не намеревались находиться в Нидерландах в качестве турецких правительственных чиновников. Миграция, этническая принадлежность, голландская идентичность и т.д. являются спорным вопросом на наших выборах. Очень большим был риск разжигания  напряженности. Таким образом, нидерландская власть была права в своей попытке не допустить, чтобы это произошло. Турков призывали прийти на эти встречи через социальные медиа. Турецкое правительство было настроено на конфронтацию и угрожало нашему правительству резкими политическими и экономическими санкциями, если его представителям будет запрещен въезд. Таким образом не решается спор. У нашего правительства не было выбора, кроме как действовать так, как они это делали. Кроме того, если бы турецкому правительству позволили делать то, что оно запланировало, то это дало бы платформу для партии Вилдерса (PVV), чтобы обвинить наше правительство в бездеятельности и действительно разжечь ситуацию.

А то, что правительство действовало решительно, не позволит пожать плоды Вилдерсу в этой ситуации. Более того, общественность главным образом поддержала действия правительства.

«ЭРДОГАН ПЫТАЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ  СИЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ»

Александр БОГОМОЛОВ, президент Центра ближневосточных исследований:

— В настоящий момент идет подготовка к референдуму, и это часть кампании по подготовке к этому плебисциту. Эрдоган пытается представить себя сильным лидером. Единственное, что может сделать Турция в отместку Нидерландам и для возмещения морального ущерба, который якобы потерпела Анкара, — это создать большие проблемы для Европы в решении кризиса беженцев. И этот вопрос является ключевым рычагом Турции в отношениях с ЕС. Турки хотят получить от Евросоюза существенную уступку в получении безвизового режима. Конечно, полностью портить отношения с ЕС они не будут. Другими словами, действия Турции можно рассматривать в контексте агитации за референдум. В настоящий момент речь идет о попытке турецкой власти повлиять на ход голосования по референдуму. С другой стороны, это сыграет в интересах праворадикальных партий в самих Нидерландах.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ