В отличие от интервентивных мероприятий в сентябре, касающихся поддержки евро, пятничная и вчерашняя интервенции происходили без поддержки Соединенных Штатов и Японии. Американская финансовая система ссылается на президентские выборы. Токио же пока наблюдает за развитием финансовых событий. Однако Центральный банк Японии сообщил, что при необходимости он поможет своим европейским коллегам.
Помощь, очевидно, понадобится, невзирая на кажущуюся неспешность ЕЦБ в ее поисках. Банк пока что изо всех сил пытается справиться со всеми проблемами самостоятельно. А проблем на самом деле много. Начиная от инфляции, которая составила в сентябре 2,8%, а должна бы не превышать двухпроцентную границу. Заканчивая тем, что стоимость евро со времени его введения (1 января 1999 года) по отношению к доллару снизилась аж на 30 процентов. Еще две недели назад можно было наблюдать почти истерическую распродажу неустойчивого евро, когда его стоимость достигла своей рекордно низкой отметки — 82 цента. Президент Центрального Евробанка Вим Дюйзенберг в своих комментариях тогда воздержался и не назвал причины ослабления валютного детища ЕС, отметив лишь, что это «очень-очень краткосрочные факторы».
Дюйзенберг, очевидно, знал, что говорил. Поскольку через несколько дней, наконец, было разрешено рассчитываться за иракскую нефть в общей евровалюте, что положительно сказалось на стоимости евро. Потом были применены очередные интервенции. Пока — не очень успешные. Однако, похоже, не последние, так что на успех можно во всяком случае надеяться. Наиболее скептические же финансисты между тем прогнозируют, что евро будет падать и дальше, никакие интервенции этому не помогут. Скоро, по их мнению, стоимость евро будет составлять около 75 центов.
Принимая во внимание тенденциозность падения евро, такие прогнозы могут иметь под собой основания. Надежды Евросоюза на помощь американцев выглядят пока всего лишь обнадеживающе. Американские банкиры давно не скрывали своего негативного отношения не то что к евро, а к любой европейской валюте вообще. Бен Стросс, валютный маклер из нью-йоркского банка Julius Baer, недавно заявил в открытую, что в Америке вряд ли найдешь желающего поддержать европейцев в их монетарных делах. Между тем падение евро уже потянуло за собой вниз стоимость швейцарского франка, который на протяжении 14 последних лет держался по отношению к доллару на одном уровне. Это при том, что Швейцария даже не является членом Европейского Союза.