Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

До встречи в июне в Брюсселе!

14 мая, 2008 - 19:24

С очередной волной расширения в 2004 году Европейский Союз сделал большой шаг вперед в распространении безопасности и процветания на европейском континенте. Расширение ЕС также означало, что внешние границы Союза изменились. Мы приобрели новых соседей и приблизились к старым. Эти обстоятельства создали как возможности, так и вызовы. Политика европейского соседства (ЕПС) является ответом на новую ситуацию. ЕПС касается существующих соседей ЕС и стран, ставших ближе к Евросоюзу в результате расширения. В Европе это касается России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также Армении, Азербайджана и Грузии.

ЕПС приносит добавленную стоимость, выходящую за границы существующего сотрудничества, как для стран-партнеров, так и для ЕС. Она приносит перспективу перехода от сотрудничества до определенного уровня интеграции. Она устанавливает пути и средства, при помощи которых страны-партнеры более активно соучаствуют в ключевых аспектах политики и программ Евросоюза. ЕПС совершенствует масштаб и интенсивность политического сотрудничества со странами партнерами и делает ее более эффективной.

С точки зрения Европейского парламента, усиление отношений с непосредственными соседями на Востоке также составляет для нас настоящий вызов. Мы должны создать и интенсифицировать региональное сотрудничество между Европейским парламентом и странами, охваченными Европейской политикой соседства. Учитывая стратегическую важность этого региона для собственного будущего Европейского Союза, должны разрабатываться новые методы парламентского сотрудничества и новые пути диалога с гражданским обществом в этих странах.

Главная идея развития этого диалога заключается в пропагандировании Европы, принципов европейской интеграции. Это также поможет пропагандированию этих ценностей на всех уровнях, в частности, и на местном.

Для того чтобы положить начало такому активному сотрудничеству и диалогу между Европейским парламентом и гражданским обществом восточных соседей, я и мои коллеги выступили с идеей проведения конференции, организованной при участии членов делегации Комитетов межпарламентского сотрудничества нашего парламента и выше упомянутых стран. Эта конференция состоится в Брюсселе в июне 2008 года. Это будет точка старта, которая может, в зависимости от воли участников, быть продолжена дальнейшими конкретными проектами.

На пленарной сессии Европейского парламента в мае 2008 года Данило Турк, президент председательствующей в ЕС Словении, подчеркнул, что каждая страна отдельно нуждается в усилении способности отвечать критериям членства и регион как целое нуждается в механизме, в рамках которого можно обсуждать и решать свои общие проблемы.

Известно, Европейская политика соседства является частью ответа на вызовы, предстающие перед странами, которые охвачены этой политикой. Несмотря на то, что некоторые из них имеют амбиции к членству, а некоторые — нет, ЕПС может содействовать созданию такого механизма.

Президент Турк отметил в своей речи, что Украина и Молдова нуждаются в перспективе членства в ЕС, и что такая перспектива не должна отрицаться, как некоторые политические силы пытаются это сделать. «Ощущение исключения порождает чувство оскорбления, а оскорбление порождает нестабильность. Именно по этой причине необходимо сохранить прагматический подход и думать о дальнейшем расширении в свете потребностей ЕС как глобального игрока», — сказал он.

Да, прагматизм должен стать главным принципом, которым будут руководствоваться обе стороны в своих действиях. Сегодня пришло время Украине раскрыться к открытому публичному диалогу, предложенному Европейским парламентом, наиболее дружеским для Украины институтом ЕС. Хотя до сих пор подход Украины к ЕПС был очень непонятным, отрицательным и означал лишение Украины возможности влиять на развитие сотрудничества Европейского Союза и его восточных соседей в положительный способ. И в наихудшем случае он мог также означать замедление процесса интеграции. Несмотря на конечную цель Украины, состоящую в полном членстве в ЕС, для украинской власти не существует оснований не воспользоваться ЕПС в достижении этой цели.

Чтобы не казаться слишком мрачным, я действительно надеюсь, что Украина переоценит нынешнее отношение и отзовется на наше приглашение. После того мы сможем встретиться в Брюсселе.

P.S. Кое-кто в Украине утверждает, что Европейская политика соседства по определению не может применяться к Украине, поскольку последняя является европейской страной. Вполне правомерно они говорят, что ЕПС должна называться политикой соседства ЕС. Я соглашаюсь, что данная формулировка не является адекватной, но именно с этим нам нужно иметь дело. Однако, с другой стороны, мы не можем позволить, чтобы семантика разрушала усилия по взаимному сближению.

Марек СИВЕЦ, вице-президент Европейского парламента, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ