Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Договору по ПРО пророчат недолгую жизнь

13 декабря, 2001 - 00:00

Возможность выхода Соединенных Штатов из Договора по ПРО 1972 г. не является неожиданной новостью — об этом в Вашингтоне говорилось еще с прошлого года как о необходимости. Советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизз Райс неоднократно отмечала, что президент США остается преданным созданию национальной противоракетной обороны США, испытания различных элементов которой несовместимы с требованиями Договора 1972 г. Очевидно, что ни встреча между президентами Бушем и Путиным месяц назад на ранчо в Техасе, ни визит в Москву госсекретаря США Колина Пауэлла ничего нового к этой теме не прибавили. США, как и обещали, выдержали определенный односторонний мораторий на испытание элементов новосоздаваемой НПРО, но обещают пойти дальше. Выступая в военной школе в Южной Каролине, президент Буш в который раз отметил, что война с террором не может оправдать существование устарелых военных баз, программное обеспечения или систем вооружения, передает Би-Би-Си. С одной стороны, по словам Буша, афганская война начисто переписала правила проведения боевых действий, с другой стороны — Буш вновь отметил, что государства- парии, которые могут получить доступ к ракетам дальнего радиуса действия и к оружию массового истребления, могут начать войну. Здесь риторика не претерпела никаких изменений.

Накануне того, как информация о планах США просочилась в масс-медиа, стало известно, что Сенат США принял законопроект, согласно которому в оборонном бюджете Соединенных Штатов на 2002 год на разработку национальной системы противоракетной обороны выделяется $7 млрд. (на $1,3 млрд. меньше, чем планировалось раньше). Следовательно, финансовое обеспечение уже определено. Планируется, в частности, создание новых полигонов (в том числе, на Аляске), ввод в действие мощного радара. Создание системы НПРО предусматривает и элементы морского базирования. Испытание многих из них действительно противоречит положениям Договора 1972 года.

Как все это будет воспринято в России, остается загадкой. С одной стороны, понятно, что российское руководство не спешит с реакцией, стараясь не разрушить тенденцию к сближению между Москвой и Вашингтоном, зафиксированную в последние месяцы на фоне антитеррористической операции и договоренностей о взаимном сокращении стратегического наступательного ядерного оружия. С другой — очевидно, что приоритеты, которыми до сих пор руководствовались и в Москве, и в Вашингтоне, все еще нуждаются в серьезном пересмотре. Создание НПРО США действительно нанесет серьезный удар по российским интересам, если судить о них с позиций Советского Союза, пусть и существенно модернизированных в последнее десятилетие. Изречения руководства США не оставляют сомнений в том, что Вашингтон, желая сначала договориться, все же не забудет напоминать, чьи интересы важнее и кто заказывает музыку при решении проблем глобальной безопасности. При этом США, похоже, действительно пытаются оградить себя от возможного ракетного удара со стороны Северной Кореи или Ирака, однако явно не только.

В числе возможных взаимных компромиссов эксперты как со стран бывшего СССР, так и западного мира, уже называли модернизацию Договора 1972 г., который президент Буш никогда не характеризовал иначе, чем наследие «холодной войны», к современным условиям. Это безусловно будет означать, что Россия соглашается на примат Соединенных Штатов — что далеко не всем по нраву, и это очевидно с комментариев как неправительственных экспертов, так и, в частности, представителей российского Института США и Канады.

Ситуация, образовавшаяся после 11-го сентября, минимизирует возможности противостояния между США и Россией. С другой стороны, рациональный подход к проблеме указывает, что нового витка гонки вооружений на абсолютно новом технологическом уровне российская экономика не выдержит, и это прекрасно понимает русское руководство. Шансов для блефа практически нет. Следовательно, сейчас речь идет прежде всего о том, каким образом Москва может выйти из ситуации, сохранив при этом свое лицо. Насколько можно понять из различных сообщений, Соединенные Штаты предоставляют России время для поиска вариантов. Тем более, что после 11-го сентября в Западной Европе с глухой оппозицией планам США практически покончено — опять же на фоне безоговорочной поддержки Соединенных Штатов Евросоюзом и странами НАТО в борьбе с терроризмом.

Теперь, очевидно, стоит ожидать оппозицию уже в самих Соединенных Штатах — поскольку ни одно из уже проведенных испытаний не убедили в эффективности создаваемой системы, которая, между тем, обойдется налогоплательщику в немалый цент.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ