Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Дом в трещинах»

Почему Макрон защищает свое решение вернуть в СЕ Россию, которая разрушает эту организацию и не разделяет ее принципов
1 октября, 2019 - 18:18
ФОТО РЕЙТЕР

Довольно пафосной оказалась долгожданная речь в Совете Европы — «Доме, дающем трещину», президента Франции Эмануэля Макрона, страна которого председательствует в комитете министров Совета Европы. В частности, он много упора делал на необходимости защиты прав человека и поиске новых подходов к вызовам, которые появились перед Советом Европой. Но едва ли не больше всего удивило его оправдание необходимости вернуть российскую делегацию в зал ПАСЕ. Вспомнив о дебатах на июньской сессии этой организации, Макрон в своем 45-минутном выступлении (а предусматривалось, что его выступление будет длиться 20 минут, а 40 назначались на ответы депутатов) заявил, что ПАСЕ приняла правильное решение, пригласив Россию в Совет Европы — зал Ассамблеи.

«ЕСЛИ БЫ ЭТОГО НЕ БЫЛО, ТО МЫ НЕ МОГЛИ БЫ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС В СЕ — «ДОМЕ, КОТОРЫЙ ДАЛ ТРЕЩИНУ».

При этом французский президент охарактеризовал Россию как европейскую страну, географически, исторически и культурно. «Россия фундаментально является европейской страной, и если одна страна отдаляется, то это было победой тех, кто не верит в общие европейские ценности», — отметил Макрон. Но возникает вопрос к нему, а где есть доказательства того, что Россия разделяет европейские ценности, наоборот, она своими действиями демонстрирует противоположное, незаконной аннексией Крыма, началом агрессии на Востоке Украины, и в самой стране граждане не имеют права на свободные выборы, свободу собраний и т.п.

Тем не менее Макрон продолжает выступление словами: «Мы приветствуем российскую делегацию, и если бы этого не было, то Россия бы покинула СЕ и российские граждане были бы лишены права защиты собственных прав в европейских институтах».

И это при том, что сами представители российской делегации заявляли, что их никто не вынуждал покидать ПАСЕ, а они сами таким образом протестовали против резолюций ПАСЕ, которые осуждали незаконную аннексию Крыма, агрессию на востоке Украины и нарушение прав граждан в Крыму.

И его слова, о том, что Франция поддерживает территориальную целостность Украины и Грузии и их суверенитет и что «мы будем считать Россию ответственной за ее действия», ничего не значат после того, как, благодаря усилиями Макрона, российская делегация была возвращена в зал ПАСЕ.

Зато он заявил о том, что в начале января 2020 года должна вступить в действие новая процедура общего реагирования, которая, по его словам, должна гарантировать, что каждый член Совета будет выполнять свои обязательства.

Два из пяти вопросов, которые смогли депутаты задать Макрону, касались России, что должно случиться, чтобы Франция заняла более жесткую позицию относительно РФ, которая вторглась на территории других стран — членов СЕ. Отметив, что мы не наивны относительно России и относительно пересечения ею «красных линий», французский президет выразил надежду на новый механизм общего реагирования и на диалог с Россией, чтобы достичь прогресса в Минском процессе.

И при этом Макрон отметил, что на будущей неделе состоится встреча лидеров «Нормандского формата» и добавил, что в основу Минского процесса должна быть имплементирована Формула Штайнмайера. А это, как ни странно, напоминает именно требование России к Украине о принятии на уровне закона этой формулы, которая говорит лишь о выборах, а никоим образом не об обеспечении главных пунктов, на которых настаивала Украина: постоянное прекращение огня, отведение тяжелых вооружений и незаконных военных формирований.

О НОВОЙ ПРОЦЕДУРЕ ОБЩЕГО РЕАГИРОВАНИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ СЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ВМЕСТЕ ЭФФЕКТИВНО И СКООРДИНИРОВАННО

Кстати, накануне, в первый день пленарного заседания на осенней сессии ПАСЕ государственный секретарь Франции по европейским делам Амели де Моншален, рассказывая о приоритетах французского председательства, отметила, что Совет Европы должен сосредоточиться на своей главной миссии защите граждан. При этом она акцентировала внимание на том, что на июньской сессии ПАСЕ было принято важное решение по сохранению европейской семьи, которое позволило миллионам граждан эффективно защищать свои права в соответствии с Конвенцией по правам человека. Речь идет о беспрецедентном возвращении российской делегации в зал Ассамблеи после того, как Россия не выполнила ни одной резолюции ПАСЕ. И при этом французская госсекретарь опосредствовано похвалила тех, кто, по ее словам, отбросил в сторону геполитику, отдав преимущество защите прав граждан.

Вторым пунктом или важным приоритетом французского председательства, по словам Моншален, является налаживание усиленного диалога в Совете Европы и для решения кризиса, в котором оказалась эта организация. Ради нормального функционирования Совета Европы французская госсекретарь предлагает продолжить начатую при финском председательстве работу по созданию новой процедуры общего реагирования, которая позволит нам действовать вместе эффективно и скоординированно, если одно из государств — членов Совета Европы не выполняет своих обязательств. «Этот вопрос будет обсуждаться в середине ноября на заседании Совета министров иностранных дел и президентского комитета. Наша цель — чтобы эта структура стала функциональной в январе 2020 года», — подчеркнула Моншален.


ФОТО РЕЙТЕР

Вместе с тем она назвала три принципа, которые являются важными для введения в действие этой процедуры: предсказуемость, реактивность, ответственность и необратимость.

По ее словам, конечной целью является не введение санкций против государства-члена, а обеспечение соблюдения обязательств и принципов организации странами-членами.

Кстати, нужно отметить, что, отвечая на вопрос российского делегата, экс-посла в США Сергея Кисляка, что все в зале должны быть равными, Амели сказала такую фразу, что все должны в Совете Европы иметь реальные права и реальную ответственность. Вот как раз последнего со стороны России никогда не наблюдалось.

Заместитель главы польской делегации в ПАСЕ, депутат Сейма от Гражданской платформы Александр ПОЦЕЙ в комментарии «Дню» сказал, что процедура общего реагирования является неплохой идеей, которую предложил президентский комитет в Совете Европы. «Мы выступали, объяснил он, за эту идею, которая была включена в доклад «Роль и миссия ПАСЕ: главные вызовы будущего», которую подготовил голландский депутат Тине Кокс. И министры иностранных дел стран — членов Совета Европы на заседании в Хельсинки под нашим давлением выпустили заявление, что они будут двигаться в этом направлении. А, во-первых, идея заключается в том, чтобы иметь ограниченные санкции, но они должны вводиться всеми тремя органами вместе: ПАСЕ, Комитетом министров и Генсеком. Более того, каждый из этих органов самостоятельно может положить начало процедуре. И потом другие должны следовать за ним».

Вместе с тем польский депутат отметил, что при этом возникает проблема в определении, что означают существенные нарушения поведения странами. «Поэтому теперь мы должны думать над тем, что это, должны ли мы иметь список нарушений, который может положить начало этой процедуре, нужно ли нам создать общие правила. И именно этого я боюсь, и занимал эту позицию с самого начала, что мы сделали что-то, не зная, какое направление они собираются выбрать и собираются они следовать этому или нет», — сказал Поцей.

Что касается планов принятия этой процедуры в январе, как об этом сказала Моншален, продолжил он, я очень скептически отношусь к этому и с самого начала я был скептиком относительно этого.

Что касается решения Украины не посылать новую делегацию на ПАСЕ, польский депутат сказал следующее: «Я считаю, что украинская делегация сделала огромную ошибку. Или делегаты должны полностью бойкотировать ПАСЕ, или должны быть здесь. Я верю, что поскольку они не были уверены сразу, что они должны делать, другие тоже были разделены, потому что если бы они решили бойкотировать и просить другие страны делать то же самое, я уверен, что все делегации бойкотировали бы тоже. Я лично и вся польская делегация будем бойкотировать сегодняшнюю церемонию празднования 70-летия Совета Европы».

Кстати, сегодня пять делегаций, известные как Baltic+ (Латвия, Литва, Эстония, Грузия и Украина) выступили с общим заявлением о бойкотировании празднований по случаю 70-летия основания Совета Европы. Об этом заявила глава латвийской делегации в ПАСЕ Инес Либина Эгнере, добавив, что к этому бойкоту присоединились некоторые депутаты из Великобритании, Швеции, Дании и Польши. «Мы отказываемся от участия в празднованиях 70-летия СЕ, когда ПАСЕ восстановила полномочия российской делегации. Мы проявляем солидарность с Украиной и Грузией из-за нарушения территориальной целостности этих стран РФ и призываем других присоединиться, чтобы восстановились ценности в СЕ».

Со своей стороны руководитель украинской делегации в ПАСЕ Елизавета Яско сказала следующее: «Мы считаем, что безусловное возвращение РФ в ПАСЕ подрывает доверие к этой организации». Она также сообщила, что эта группа будет встречаться на регулярной основе для обмена консультациями и следующая встреча в середине ноября состоится в Киеве. «Мы будем консультировать относительно того, как найти механизм обеспечения прав человека и демократии и чтобы правила были едиными для всех и все страны были равными в СЕ. Мы также хотим, чтобы эта организация была успешной в будущем», сказала Яско.

По просьбе «Дня» прокомментировать выступление Макрона, который защищал свое решение о безусловном возвращении РФ в ПАСЕ Либина Эгнере сказала, что ей самой интересно было бы услышать мнение французского президента. Она также сообщила, что латвийская делегация специально просила встречи с Макроном, чтобы он это объяснил лично, но тот проигнорировал это. «И мы продемонстрировали солидарность с Украиной тем, что отсутствовали в зале Ассамблеи», — подчеркнула Либина Эгнере.

Со своей латвийской коллегой согласилась и Яско, сказав, что украинской делегации также было интересно услышать от французского президента ответ на этот вопрос. Вместе с тем она отметила, что украинская делегация должна быть в зале Ассамблеи, но это может произойти, когда будет создан упомянутый ранее механизм реагирования на нарушение странами СЕ своих обязательств. И, по ее мнению, такой механизм может быть создан, если будет политическая воля.

К этому достаточно скептически относится бывший постоянный представитель Украины в Совете Европы, ныне вице-премьер министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба, который отметил в комментарии «Дню» следующее: «Единственная идея новой процедуры — это усложнить процесс применения санкций так, чтобы их было практически невозможно применять».

Мыкола СИРУК, «День», Страсбург
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ