Год 2009 является знаковым в мировой деятельности ЕС. В этом году исполняется десять лет Европейской политики, безопасности и обороны (ESDP). В течение этого времени ЕС стал основным фактором безопасности в глобальном масштабе, а это означало большую разницу в жизни людей во всем мире. В то же время, мы на пороге новой эры, когда наберет силу Лиссабонский договор, благодаря чему наши внешние действия получат новый импульс.
В течение 10 лет мы осуществили 20 операций на трех континентах с целью предотвращения насилия, восстановления мира, преодоления последствий конфликтов. От Кабула до Приштины, от Рамалли до Киншасы — везде силы ЕС держат под контролем границы, мирные соглашения, осуществляют обучение подразделений охранников правопорядка, строят системы уголовного судопроизводства, охраняют суда от пиратских набегов. Благодаря нашим достижением, мы получаем все больше просьб о помощи во время кризиса или после войны. Нам доверяют, потому что мы имеем ценности, а также волеизъявление их хранить.
ЕС пошел на обгон времени в 1999 году. Наш многогранный, всеобъемлющий подход тогда был чем-то совсем новым. ЕС остается единственной организацией, которая способна использовать в полном масштабе средства и ресурсы стран-членов с целью прибегать к опережающим мероприятиям, предотвращать кризис, восстанавливать мир, отстраивать институции после конфликта.
Именно в этом состоит дополнительная, исключительная ценность ЕС. Мы сочетаем гуманитарную помощь с поддержкой перестройки институций, правильным государственным управлением, средствами борьбы с кризисом, технической и финансовой помощью, а также политическим диалогом и посредничеством. Гражданско-военный подход со стороны ЕС дает нам возможность осуществлять гибкую политику, предлагать предварительно продуманные решения сложных проблем. Сегодняшние конфликты являются еще более наглядным свидетельством того, что военное разрешение конфликта не является единственным или наилучшим, особенно во время стабилизации кризиса. Именно это подчеркивает президент Барак Обама.
Политика ESDP прошла первое испытание на Балканах. Когда началась война в Югославии в 90-е годы, мы видели, как пылали кварталы рядом с нами, но тогда у нас не было средств воздействия на кризис. Мы научились на этом опыте, организовались, получили возможность такого воздействия, также произвели процедуры принятия решений, доктрину безопасности. 2003 года мы смогли дипломатическим путем отвернуть боевые действия в Македонии, бывшей Югославской республике, а потом осуществили операцию «Конкордия». В 2004 году была осуществлена операция «Алтея», когда контингент НАТО передал ЕС миссию поддерживания мира в Боснии и Герцеговине. Сейчас мы все еще очень обеспокоены Балканами, борьбой с организованной преступностью, перестройкой правоохранительной структуры. Например, EULEX (специальная миссия Европейского Союза в составе 2000 гражданских лиц и представителей правоохранительных органов, которая с самого начала была предназначена для отправления в Косово в рамках плана Ахтисаари) на сегодняшний день является самой масштабной миссией ЕС. Там работает около двух тыс. лиц, включая офицеров полиции, юристов, инспекторов и персонала передвижных таможен.
Деятельность ЕС относительно вопросов преодоления кризиса и восстановления мира не является второстепенной. Мы смогли достичь существенных изменений в лучшую сторону в Африке — например, когда мы обеспечили мирную атмосферу выборов в Демократической Республике Конго, когда защитили беженцев и вспомогательных работников от последствий кризиса в Дарфуре. В прошлом году мы начали первую военно-морскую операцию EU NAVFOR, целью которой является защита от пиратов в водах вблизи Сомали. Кто бы мог подумать десять лет назад, что ЕС когда-то отправит оперативную группу в составе 10 фрегатов в Индийском океане, и что это снизит вдвое уровень успешных пиратских нападений?
В этом году ЕС одновременно осуществляет 12 таких операций — больше чем когда-либо. Начиная с 2003 года, 70 тыс. мужчин и женщин были задействованы в мероприятиях, направленных на преодоление кризисов. Эти люди — выходцы из стран-членов ЕС, также из других стран, которые участвуют в наших операциях, включая Норвегию, Швейцарию, Украину, Турцию, США.
Среди этих 23 миссий шесть были военными, остальные 17 — гражданскими. Мы используем армию и флот там и тогда, когда это необходимо для сохранения мира, отнюдь не для войны. ЕС не является военным альянсом. Разрешение проблемы любого кризиса, чрезвычайной ситуации, конфликта должно всегда быть политическим, поэтому наши действия в рамках ESDP всегда четко взвешенны в соответствии с политической стратегией, все решения принимаются путем консенсуса.
В процессе выполнения задач в рамках ESDP мы дошли до провинции Ачех в Индонезии, где мы контролировали осуществление соглашения, которое было заключено после цунами 2004 года, после десятков лет гражданской войны. Мы тесно сотрудничали с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, были посредниками между повстанцами и правительством, следили за процессом ликвидации вооружений.
С обретением опыта и умения мы все чаще берем на себя разрешение особо важных заданий. Наша успешная операция «Артемида» в Демократической республике Конго, когда силы ЕС вмешались в 2003 году, после кровавых столкновений и гуманитарного кризиса в Бунии, помогла нам приготовиться к операции EUFOR в Чад и Центрально-Африканской Республике, также к операции EU NAVFOR в Сомали. Кстати, Южная Африка заявила о своей заинтересованности в присоединении к операции.
В прошлом году мы продемонстрировали, как быстро умеем мобилизоваться, когда мы менее, чем за три недели организовали миссию мониторингу ситуации на Кавказе, с целью улаживания кризиса между Россией и Грузией, после достижения мирного соглашения при посредничестве ЕС. Как член «международного квартета», ЕС принимает активное участие в дипломатических усилиях, направленных на достижение мира на Ближнем Востоке, между Израилем и Палестиной. Как только мы достигнем такого соглашения между этими странами, мы будем готовы оказать помощь на месте. У нас уже есть миссия на Западном берегу, которая помогает отстроить гражданскую структуру охраны правопорядка — полицию, — а также систему уголовного судопроизводства. В Сомали мы рассматриваем возможность реформы сектора безопасности, с целью содействия /операции/ EU NAVFOR в Сомали, предоставления гуманитарной помощи, политической поддержки — именно то, чем мы занимаемся сейчас.
В ответ на растущее количество просьб о помощи в случае возникновения региональных и глобальных конфликтов, ЕС должно улучшить качество и содержание своих внешних акций. Сейчас у нас существует разногласие между нашими амбициями и ресурсами, которые мы должны использовать. Нам нужны четче определенные приоритеты и более разумное использование средств нашего бюджета. Нам также следует укрепить наши гражданские и военные возможности, расходовать больше денег на них, чтобы иметь возможность использовать их для поддержки наших политических решений.
Необходимо развивать уникальный гражданско-военный подход к проблемам со стороны ЕС, сделать нашу политику еще более гибкой. Нужно также усилить нашу возможность применять силы быстрого реагирования. В течение второго десятилетия выполнения плана ESDP ЕС будет иметь все это под своим контролем, благодаря статьям Лиссабонского договора.
Хавьер СОЛАНА — Верховный представитель по вопросам внешней политики и политики безопасности Европейского Союза.