Когда вспоминаешь школьные годы, в голове нередко возникает картина шумного, переполненного класса, стоя перед которым учитель то и дело пытается унять какого-нибудь зарвавшегося ученика. Тут уж не до учебы! Схема стандартная: домашнее задание, 2-3 человека (из 40—45!) отвечают на следующем уроке и — «Поехали дальше!». Результаты соответствующие.
На сегодняшний день в большинстве школ картина вряд ли изменилась, да и у многих учителей, озабоченных решением своих финансовых проблем, просто не остается сил для того, чтобы качественно преподносить учебный материал. Но будем честны, вместе с большими проблемами пришли и новые возможности. Появились школы, в которых во главу угла поставлены индивидуальный подход к обучению и уважение к личности каждого ученика; в которых учитель выступает не в роли надсмотрщика-воспитателя, а в роли старшего партнера; в которых заботятся не только о том, чтобы дать ученику определенный объем знаний, но и о том, чтобы научить его эти знания использовать на практике. Одно из таких учебных заведений нового типа — Финансовый лицей на Виноградаре, созданный в 1995 году решением Шевченковской райгосадминистрации.
За 5 лет своего существования лицей зарекомендовал себя наилучшим образом. Для того, чтобы доказать это, нет необходимости расписывать достоинства лицея. Достаточно привести лишь один показатель: 100 (!) % лицеистов ежегодно поступают в вузы, большая часть из них — на бесплатную форму обучения. Кстати, одно из отличий Финансового лицея от других лицеев Киева — в том, что его направленность предусматривает не только профилированный учебный план, но и наличие договоров с вузами своего профиля (как государственными, так и негосударственными).
Сочетая лучшие наработки классической государственной школы и новейшие технологии обучения, Финансовый лицей фактически готовит будущую национальную элиту. Достигается это и благодаря творческому подходу к работе коллектива педагогов-профессионалов (50% которых — это кандидаты и доктора наук, учителя-методисты, старшие учителя, педагоги высшей категории), и благодаря комплектованию небольших классов (не более 15 человек), что способствует самореализации каждого из учеников.
Срок учебы в лицее — 4 года, с 8 по 11 класс. Учебный план включает 15 общегосударственных предметов, 5 дополнительных, а кроме того — 9 спецкурсов и факультативов. В лицее 2 компьютерных кабинета, на высоком уровне все четыре года изучается английский язык, а дополнительно — еще и немецкий.
Впрочем, здесь заботятся не только об учебе. В лицее постоянно работают психолог и медицинский работник. Организовано комплексное питание (завтрак и обед). Есть спортивные секции — футбола, настольного тенниса, таэквондо, шейпинга, шахмат, плавания. В общем, все делается для того, чтобы обеспечить лицеистам наилучшие условия для всестороннего развития.
Конечно, только бюджетных денег для обеспечения потребностей лицея было бы недостаточно. Поэтому 80% расходов покрываются за счет ежемесячных благотворительных взносов родителей, размер которых ежегодно устанавливается администрацией вместе с родительским комитетом. Эти деньги идут на развитие материальной и учебной базы (учебники, компьютеры, ремонт и т.п.), оплату коммунальных услуг, а кроме того, на дополнительный фонд заработной платы преподавателям и другим сотрудникам. Однако для некоторых категорий учащихся (отличников, детей из многодетных семей и т.д.) предусмотрены льготы, а лучшим ученикам даже выплачиваются стипендии.
Надо заметить, что деньги, вложенные в учебу, окупаются сполна, ведь в Финансовом лицее учат быть уверенным в себе, прогнозировать свою деятельность, работать в команде. А это, согласитесь, не менее важно, чем знание премудростей экономики или тонкостей юриспруденции.
По словам директора Финансового лицея Юрия Шукевича, «главное — это создание ученикам лицея предпосылок для будущего жизненного успеха». И коллектив педагогов во главе с Юрием Шукевичем с успехом воплощает в реальность эти слова.