Еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и расширения Йоганнес Ган рассказал на днях, что в ближайшее время Еврокомиссия и украинское правительство завершит работу над созданием «дорожной карты» украинских реформ. При этом еврочиновник отметил, что Еврокомиссия окажет максимальную помощь в реализации «амбициозного» плана реформ, которые хочет реализовать Украина.
«День» обратился к директору Института евроатлантического сотрудничества Александру СУШКО с вопросом: в чем заключается важность этой «дорожной карты» для Украины?
— В последние месяцы мы увидели ряд документов, которые очерчивают план украинского правительства относительно преобразований и правительственной политики в ключевых сферах. Мы увидели достаточно содержательное коалиционное соглашение, текст программы правительства, утвержденный Президентом документ «Стратегия 2020».
Под руководством Гройсмана, который раньше был вице-премьером, разрабатывался документ, который должен был подготовить Украину к донорской конференции, представить международному сообществу проект реформ. Именно этот документ разрабатывается в сотрудничестве с экспертами ЕС. И «дорожная карта», о которой говорил комиссар Ган, как раз базируется на незавершенном документе, над которым работала группа Гройсмана.
Особенностью «дорожной карты» является то, что в ней не только задекларированы намерения относительно проведения реформ, но и отмечены более четкие временные рамки, привлекаемые ресурсы, индикаторы и то, как проверять степень их выполнения. То есть этот документ более нацелен на практическое воплощение.
Эта «дорожная карта» будет полезной, потому что позволит максимально консолидировать ресурсы международной помощи, чтобы международные доноры видели перед собой четкую схему последующих реформ и могли определиться, кто в каком объеме и по какому направлению будет оказывать Украине поддержку.
Такой документ также полезен и с точку зрения мониторинга реформ. Он дает гражданскому обществу более обстоятельно следить за государственной политикой.
Любая программа реформ опирается на соответствующие планировочные документы, особенно если это касается европейской интеграции. Так происходит в большинстве стран. Хотя есть случаи, когда реформы проводились более стихийно, опираясь на политическую волю лидера страны, как это было в Грузии. Там не было утвержденного плана реформ. Но все происходило в условиях дисциплинированного, полуавторитарного правления президента Саакашвили, который отдавал приказы и ожидал их выполнения. Но у нас другая ситуация, поэтому необходимо договариваться, и фиксировать обязательства на бумаге.