Решение президента России Владимира Путина разрешить продажу Ирану ЗРК С-300 сразу же натолкнулось на критику Израиля и США. В этот понедельник Путин своим указом снял эмбарго на поставку Тегерану зенитно-ракетного комплекса С-300. Этот запрет был введен в 2010 году указом президента Дмитрия Медведева. Однако тогда россияне выполнили требования резолюции Совета Безопасности ООН, которая налагала эмбарго на продажу оружия Ирану, пишет американское издание The Wall Street Journal.
Кремль объясняет свое решение прогрессом в переговорах между «шестеркой» и Тегераном, которые состоялись в начале апреля в Лозанне. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, «необходимость в таком эмбарго, причем в отдельном, добровольном российском эмбарго, отпала полностью».
Однако в Израиле и США так не думают. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху в разговоре с Путиным заявил, что его решение «сделает Иран только еще более агрессивным в регионе, и это угрожает безопасности на Ближнем Востоке».
По мнению министра обороны Израиля Моше Яалона, продажа Россией С-300 Ирану — прямой результат соглашения, достигнутого в Лозанне.
Интересно для Украины на эту новость отреагировала израильская пресса. В одном из материалов на портале Israel Defense говорится о том, что израильские политики в ответ на действия России рассматривают варианты поставки новейших вооружений в Украину и Грузию. «Это соглашение воспринимается в Израиле преимущественно как вызывающее поведение России и Ирана, которые столкнулись с признаками слабости, демонстрируемой Западом, возглавляемым президентом США Бараком Обамой...» — говорится в материале.
Разумеется, Украине сейчас не помешает помощь Израиля, учитывая то, что Россия продолжает поставлять террористам на Донбассе вооружение. Однако здесь возникает другой вопрос: на что готов пойти Израиль и его союзники, чтобы «отговорить» Москву от продажи Тегерану С-300? Готовы ли они «закрыть» глаза на российскую агрессию в Украине, чтобы только Россия отказалась от соглашения с Ираном?
С этим вопросом «День» обратился к бывшему послу Украины в Иране Александру САМАРСКОМУ:
— Россия, как всегда, в иранском вопросе играет двойную игру. Иранцы прекрасно знают, что Иран является разменной картой для тех или иных действий и торговли с Западом. Поскольку российская внешняя политика практически везде — и на Ближнем Востоке — не исключение, она пытается отстоять свои позиции и укрепиться в этом регионе. В полной мере это касается и Ирана.
Такой жест в первую очередь направлен против Соединенных Штатов, их интересов и политики. Ранее Россия получила от Ирана за эти ракеты деньги, но не отдала их. Переговоры относительно возврата денег велись на протяжении нескольких лет. Теперь россияне выбрали момент, чтобы заявить о готовности вернуть или продать Ирану эти ракеты. Таким образом, фактически Россия стремится еще раз поторговаться, в том числе и в украинском вопросе. Россия мотивирует это тем, что переговоры с Ираном достигли определенного прогресса, и говорит о возможности поставок туда ракет противовоздушной обороны, чем якобы укрепляет позиции Ирана в переговорах с Западом. Возможно, Россия стремится и сорвать эти переговоры. Иран тоже может изменить свою позицию.
С другой стороны, Россия может попытаться выторговать что-то у Запада и США за отмену решения о поставках ракет. В том числе это может быть и что-то в украинском вопросе.
Российская внешняя политика беспринципна. Поэтому ожидать можно каких угодно шагов. Это прекрасно знают и в Иране, большинство граждан которого настороженно или даже враждебно относятся к России.
— Может ли еврейское лобби повлиять на Россию и отменить эти поставки C-300 в Иран, как это было раньше?
— Речь идет не о блокаде, а о торгах. Тогда также могли быть торги, и Россия решила не поставлять оружие, чтобы подчеркнуть свой вес в глазах стран Запада. Поэтому о блокировании речь не идет. Вообще, я не думаю, что поставка этих ракет реально может изменить вопрос безопасности Ирана или повлиять на его зависимость от возможных военных действий Запада. Все это намного сложнее. Ситуация в Иране тоже не очень проста. Поэтому, скорее всего, опять будут внешнеполитические торги.
— Какова вероятность того, что Запад «сдаст» Украину в обмен на непоставку С-300 в Иран?
— Я думаю, что на этом этапе этого уже не будет. Тот этап, когда Запад мог «сдать» Украину, полностью уже прошел. Сейчас многим на Западе понятно, что дело не в Украине, а в попытках России возродить империю и превратиться в одного из ведущих игроков в мировой системе безопасности мироустройства. Причем она хочет стать игроком, который играет без правил или по правилам, которые устанавливает сам. Иными словами, Россия превратилась в угрозу мировой безопасности. Украина здесь предстает страной, которая ей противостоит...
«ИЗРАИЛЬ ВЕДЕТ СЕБЯ ОСТОРОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ РОССИЮ»
Брендон ФРИДМАН, эксперт центра Моше Даяна при Тель-Авивском университете:
— Израильское общество безрадостно восприняло эту новость. Это заявление России носит символический характер и больше похоже на месседж для американцев. Мол, посмотрите — Россия здесь мощный игрок, и у нее есть потенциал, чтобы влиять на Иран и динамику переговоров перед тем, как будет подписано в июне соглашение. Думаю, что это срабатывает на многих уровнях. Это соглашение вызывает серьезную обеспокоенность относительно национальной безопасности Израиля.
Кроме этого, Россия также рассматривает иранский рынок как потенциально важный, учитывая западные санкции против нее. К тому же Россия имеет возможность подписать военное соглашение, когда режим санкций отпадет.
Израильское лобби против того, чтобы Россия поставляла зенитно-ракетные системы в Иран. Израиль обеспокоен тем, что иранские возможности быстро вырастут, учитывая эту договоренность, которая будет подписана в конце июня.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху серьезно воспринимает такие новости, поскольку Израиль рассматривает это как проблему для своей собственной безопасности. Россия несколько раз заявляла о возможности передачи Ирану своих ракет. Каждый раз после этих заявлений ничего не происходило. Думаю, что пока следует подождать и посмотреть, будет ли это чем-то большим, чем объявление. Слова еще не означают неминуемое предоставление ЗРК С-300 Ирану.
Что касается предоставления израильских вооружений Украине и Грузии. Отношения между Израилем и Россией строятся на взаимном уважении. Каждая из сторон смотрит на другую. Израиль ведет себя осторожно, чтобы не провоцировать Россию и не иметь прямого отношения к ситуации, сложившейся сейчас в Украине.
Что будет делать Израиль, если Иран все же получит С-300? Думаю, что все будет зависеть от контекста, когда это случится, а также от других обстоятельств. Израиль сделает все, что в его силах, чтобы предотвратить передачу Ирану ЗРК. Но это будут дипломатические переговоры с Россией, которые имели место в прошлом, чтобы не допустить передачи Тегерану С-300.