Старшего научного сотрудника Центра изучения конфликтов при Академии обороны Великобритании Джеймса Шерра в Украине знают давно. Несмотря на то, что английский эксперт в области безопасности занимает официальную должность в государственном учреждении, он имеет завидное право высказывать свое частное экспертное мнение, которое не обязательно должно совпадать с официальной позицией Великобритании и Альянса. Причем делает это традиционно беспристрастно, чем заслужил авторитет и в структурах власти, и в кругу аналитиков. Для украинской власти этот человек ценен еще и потому, что он в течение многих лет фактически является неофициальным посредником между украинской властью и структурами безопасности Великобритании и НАТО. Недавняя миссия Джеймса Шерра в Украину была посвящена восточному региону — он приехал вместе с рядом других западных экспертов в Донецк, чтобы сделать Североатлантический альянс более понятным и прозрачным для украинцев. В ходе международной дискуссии эксперт дал короткое интервью, раскрывающее восприятие первых шагов новой украинской власти.
— Представители новой власти в Украине отмечают, что Украина может присоединиться к Плану приобретения членства в НАТО (Membership Action Plan) уже в конце текущего года. Возможен ли такой ход событий, и каковы основные препятствия для Украины на пути к этому Плану?
— В принципе, это возможно. Но действительно, есть и серьезные препятствия. Победа Виктора Ющенко и демократических сил пробудила надежду Запада на то, что красивые декларации относительно евроатлантической интеграции, наконец, будут претворены в жизнь. Она создала предпосылки для заметной трансформации формата и динамики отношений НАТО с Украиной. Включительно и возможность присоединения к Программе приобретения членства в НАТО и вступлению в Альянс. Теперь дело за практическими действиями. Мы сегодня ощущаем очень плодотворную атмосферу в стране и видим заметно возросший потенциал.
С другой стороны, есть повод и для определенных разочарований и удивлений. Прежде всего, с момента инаугурации нового Президента Украины началась жуткая политическая борьба на верхушке государственной власти. Это видно всем даже невооруженным глазом. Эта борьба ослабляет роль Совета национальной безопасности и обороны страны, и главное, усложняет координацию в сфере реформирования сектора обороны и безопасности. Причем складывается мнение, что политические игры снова реализовываются в интересах конкретных личностей, преобладая над интересами страны. Страны НАТО ждут доказательства в том, что украинское руководство имеет волю, способности и компетентность для проведения глубокой, согласованной и системной реформы.
Впрочем, не могу не отметить, что в Министерстве обороны Украины присутствует дух реформирования и профессиональный подход. В МВД и СБУ сделано несколько важных шагов. Но на верхушке украинской власти мы видим паралич вместо решительного управления и координации, без которых системной реформы не будет. Если этот паралич затянется, я очень сомневаюсь, что НАТО будет считать Украину готовой присоединиться к Программе приобретения членства в альянсе.
— Какие мероприятия в сфере реформирования оборонного сектора были бы наиболее важными и желательными для Украины в первую очередь?
— На мой взгляд, прежде всего, необходимо искоренение злоупотреблений и в административной, и в финансовой сфере. Конкретные шаги тут уже сделаны. Во-вторых, я считаю целесообразным в каждом секторе и на каждом уровне сформировать команды здравых реформаторов и экспертов, включая, где возможно, неправительственных. В третьих, на основе работы и рекомендации таких команд руководство каждой силовой и правоохранительной структуры сможет разработать реалистические программы модернизации, реформирования и сокращения и административных структур управления и военных и правоохранительных формирований. Разумеется, чтобы разработать целостные программы, необходимо жесткое межведомственное согласование мероприятий реформирования и их согласование с финансовыми приоритетами правительства. Для этого системная и целенаправленная работа СНБО ключевая и неизбежна. Но до сих пор эта работа страдает из-за политических факторов.
Следует добавить, что рост оборонного бюджета, также как и других статей расходов сектора безопасности, хотя и необходимо в среднесрочном и долговременном плане, не должен быть немедленным. Тем более что это сегодня для Украины маловероятно. Но совершенно необходимо составить расписание для постепенного увеличения государственных ассигнований на оборону и совершенствование сектора безопасности, начиная с 2007 или 2008 г. В ином случае усилия оборонного реформирования не достигнут цели — и более того, рискует создать дезинтеграцию войск и углубление криминализации правоохранительных органов. Чтобы такие ресурсы оказались в наличии через три года, необходимо жесткое планирование уже сегодня.
— Какой должен быть формат отношений Украины с Россией? И является ли формула интеграции Украины в Европу вместе с Россией логичной, или она все-таки ошибочна?
— На этот вопрос должны отвечать только украинцы, без давления иностранцев. Но по-моему, формула «в Европу с Россией» не логична, поскольку Россия не имеет намерения вступать ни в НАТО, ни в ЕС. И, наверное, для Украины не будет приемлемо, если выбор России станет препятствием для ее свободного выбора. Конечно, нет сомнений и в том, что отношения с Россией крайне важны для Украины. Но вместе с тем будущее этих отношений должно базироваться исключительно на их равной и справедливой основе. Если бы Россия доброжелательно признала выборы Украины относительно пути и способа интеграции, я бы предсказал, что отношения между Украиной и Россией стали более прочными и взаимовыгодными, чем сейчас. С другой стороны, Украине придется обеспечивать справедливые и предсказуемые условия для благоприятных российских инвестиций и торговли (в том числе для энергоносителей) — но, естественно при условии, что Россия не воспользуется торговлею как политическим инструментом. К сожалению, такой идеал еще далек от сегодняшних реалий.