Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Единственная гарантия

Переговоры с Путиным или его преемником возможны только после поражения российской армии
10 марта, 2022 - 13:30
ФОТО REUTERS

Как представляется, российские войска сейчас концентрируют свои усилия вокруг Мариуполя, рассчитывая в ближайшие дни захватить город, чтобы продемонстрировать успехи по «освобождению» территории, на которую претендуют марионеточные республики Донбасса. Похоже, командование российской армии поставило задачу, по образцу сирийского Алеппо, в буквальном смысле стереть город с лица земли, чтобы вынудить обороняющие Мариуполь бригаду морской пехоты и добровольческий полк «Азов» уйти из него. Для этой цели не жалеют мирное население, обрушивая бомбы, снаряды и ракеты на сугубо гражданские объекты, вроде детской больницы, и в то же время препятствуют эвакуации мирного населения по согласованным «гуманитарным коридорам». Цель очевидна: страдания гражданского населения, по замыслу российских генералов, должны заставить защитников Мариуполя либо капитулировать, чтобы избежать новых невинных жертв среди мирного населения, либо, в крайнем случае, оставить город и пойти на прорыв из окружения.

Оба варианта российское командование устраивают. Ему важно любой ценой захватить Мариуполь – последний оставшийся в руках украинской армии порт на Азовском море и самый крупный город Донецкой области, остающийся под украинским контролем. Ради осуществления этой стратегии уже погибло около 1300 безоружных мариупольцев, по данным городской администрации. Данные ООН поскромнее – 516 убитых мирных жителей по всей Украине и 908 раненых. Но в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека признают, что реальные цифры жертв среди гражданского населения Украины значительно выше, так как сюда, в частности, не включены жертвы из Мариуполя, Волновахи и Изюма. По словам главы Харьковской областной государственной администрации Олега Синегубова, Изюм практически полностью уничтожен. Подавляющее большинство погибших в украинских городах стали жертвами неизбирательных обстрелов и бомбардировок. Интересно, на каком количестве жертв западные государства дозреют до введения бесполетной зоны в украинском небе. Реальный счет погибших гражданских лиц в Украине уже, скорее всего, идет на тысячи. И Мариуполь в этом отношении пострадал пока что больше других украинских городов. После обстрела роддома и детской больницы в Мариуполе британский премьер-министр Борис Джонсон, кажется, дозрел и написал в твиттере: «Мало есть вещей более порочных, чем избрание в качестве военных целей уязвимых и беззащитных. Соединенное Королевство изучает возможности дополнительной поддержки Украины для защиты от ударов с воздуха, и мы привлечем Путина к ответственности за его ужасные преступления». Мариуполь может стать украинским Сталинградом, поскольку его удержание жизненно важно. Как только позволят обстоятельства, связанные с боевыми действиями у Киева и Николаева, необходимо будет деблокировать Мариуполь. Это поможет предотвратить гуманитарную катастрофу.

В целом же российская армия за две недели войны не достигла ни одной из своих стратегических целей, понесла большие потери в людях и технике, весьма значительно превосходящие украинские, и даже те районы, из которых украинские войска вынуждены были уйти, россияне до сих пор не в состоянии контролировать из-за сопротивления оккупации со стороны местного населения. Столь информированный человек как директор ЦРУ Уильям Бернз полагает, что Путин «был озадачен низкой боеспособностью собственной армии». Но признаков, что президент России остановил наступление, пока что нет. Путин будет наступать до тех пор, пока у него под рукой будут оставаться готовые к бою войска. Только военное поражение может заставить его или его окружение отказаться от замысла поработить Украину. Президент Владимир Зеленский попросил канцлера Германии Олафа Шольца помочь организовать ему встречу с Путиным. В очередном телефонном разговоре лидеров Германии и России, согласно сообщению кремлевской пресс-службы, «в контексте развития ситуации вокруг специальной военной операции по защите Донбасса» стороны обсудили «варианты политико-дипломатических усилий, в частности итоги третьего раунда переговоров российской делегации с представителями киевских властей». Также было «уделено особое внимание гуманитарным аспектам обстановки на Украине и в республиках Донбасса», причем Путин информировал Шольца «о мерах по организации гуманитарных коридоров для эвакуации мирных жителей из районов боестолкновений и попытках боевиков националистических формирований воспрепятствовать безопасной эвакуации людей».

О возможности встречи Путина с Зеленским – ни слова. А используемая в коммюнике риторика, вроде «представители киевских властей» и «боевики националистических формирований», свидетельствует о том, что Путин по-прежнему не признает не только законность нынешних властей Украины, но и сам факт того, что ему приходится вести войну с украинской армией. Путин настаивает, что воюет он только с некими мифическими «националистическими боевиками». А встреча Путина и Зеленского выглядела бы столь  же нелепо, как встреча Сталина и Гитлера или Гитлера и Черчилля в самый разгар Второй мировой войны. Тем не менее, Зеленский все еще верит, что войну можно прекратить только после прямого диалога с Путиным на основе взаимного компромисса: «В каждых переговорах моей целью является окончание войны с Россией. И я также готов предпринять определенные шаги. Можно идти на компромиссы, но они не должны быть предательством моей страны. И другая сторона тоже должна быть готова идти на компромиссы, поэтому они и называются компромиссами. Только так мы можем выйти из этой ситуации. Мы пока не можем говорить о деталях. У нас еще не было прямого контакта между президентами. Только после прямых переговоров между двумя президентами мы сможем положить конец этой войне».

А вот это – опасное заблуждение из серии «посмотреть в глаза Путину». С началом этой войны Зеленский поднялся на высоту реального национального лидера, и ради блага Украины и украинского народа ему с нее сходить никак нельзя. Переговоры с Путиным или его преемником возможны только после поражения российской армии. Ну, а в случае поражения украинской армии Зеленский уже не будет президентом, поскольку Путин воюет на уничтожение украинской государственности. И компромиссом не может быть выдвигаемая «Слугами народа» идея нового договора о гарантиях безопасности Украине со стороны США, России и ряда других стран. Цена этого договора будет не больше, чем цена Будапештского меморандума. Единственная гарантия безопасности Украины – это сила украинской армии и те или иные соглашения об обороне с США и блоком НАТО. Других гарантий нет.

 

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ