Ось Франция — Германия становится кошмаром Евросоюза. Всего за месяц Германия Герхарда Шредера и Франция Жака Ширака сначала погубили Пакт о стабильности, а затем поставили под угрозу Европейский монетарный союз, потребовав — и получив согласие — на особый статус дефицитов бюджета для своих стран. Теперь же ось разрушила надежды на принятие в Брюсселе конституции ЕС, потребовав введения правила «двойного большинства», серьезно ослабляющего влияние средних и малых стран по сравнению с договоренностями трехлетней давности в Ницце.
Европейская интеграция больше не может терпеть поражения. Доверие подорвано. Гнев нарастает. Малые и средние страны ЕС чувствуют себя обманутыми. Станут ли эти страны и дальше приносить себя в жертву во благо Европы, когда раз за разом большие государства велят им уйти в хвост автобуса и благодарить за поездку? Пришло ли время приостановить усилия по интеграции Европы во избежание полного разрыва в отношениях стран-членов Cоюза? Немцам, к примеру, нужен перерыв, чтобы подумать на досуге о своей тактике. Герхард Шредер руководит Германией не лучшим образом. «Новый национализм» в стране закончится плачевно и для Германии, и для Европы. Неужели немцы забыли, что интеграция Европы — не лучшая для Германии альтернатива, а альтернатива единственная? После провала на прошлой неделе саммита в Брюсселе Германия и ее союзник, Франция, снова заговорили о Европе «двух скоростей» с так называемым передовым отрядом из Германии, Франции, Италии и странами Бенилюкса — Бельгией, Голландией и Люксембургом, — идущим впереди и реализующим проекты более глубокой интеграции. Европа «двух скоростей» — не более чем отговорка для отказа большой тройки от идеи европейской интеграции. Она явно разделила бы Европу, позволив большим странам и их сателлитам пойти своим путем. (Голландцы никогда бы с этим не смирились.) Европа «двух скоростей» означает конец ЕС, каким мы его знаем сейчас. Если большие страны не пожертвуют частью национального суверенитета ради общего блага Европы, тогда, конечно, Европа обречена. Именно поэтому дискуссия по поводу Пакта о стабильности имела такое большое значение — и вот почему его кончина так огорчительна для Европы: немцы и французы показали, что они способны поступиться лишь малым или же вообще ничем ради общеевропейских интересов. Сегодня, после отказа принять конституцию ЕС, Шредер горько сожалеет о том, что «некоторые страны выражают лишь собственные интересы, забыв о европейской идее». Посмотрите в зеркало, господин Шредер. Но, несмотря на последние поражения, слишком рано хоронить интеграцию Европы. Ширак и Шредер — и нынешние беды Франции и Германии, породившие их, — пришли не навсегда. Более быстрый экономический рост может придать этим странам силы сменить нынешних лидеров. Пока во Франции и Германии идет процесс перемен, Европе стоит подождать. Проблемы Европы может решить время.
Перерыв может пойти на пользу и малым странам ЕС. Хотя крупные страны и пытаются оттеснить их на окраину при каждом удобном случае, те никак не могут объединиться для того, чтобы дать отпор общему оппоненту. Пока малые страны не объединятся, они будут легкой целью для крупных националистически настроенных игроков. В отношении соперничества больших и малых стран Европы есть чему поучиться у США. Большие штаты США успешно уживаются с малыми благодаря двухпалатному парламенту, палата представителей которого формируется исходя из численности населения, а в сенат избирается по два представителя от каждого штата. Такая система доказала свою дееспособность при росте числа штатов. Предстоящее вхождение в ЕС 10 новых членов стало бы проще, если бы Европа продумала свой, столь же гибкий механизм.
Мелвин КРАУСС — старший научный сотрудник Института Гувера при Стэндфордском университете (США).