Самопровозгласившая независимость от Сербии Приштина ликует, тем временем Белград не собирается сдаваться. Принятое решение Международного суда ООН по Косово не только не расставило все точки над «і», но и заставило косовскую историю развиваться с более непредсказуемым сценарием. Суд в Гааге постановил, что декларация о независимости Косово от Сербии «не нарушила действующие международные законы». В то же время Международный суд ООН совершенно ясно дал понять, что он просто представил «консультативное заключение» в ответ на вопрос Генеральной ассамблеи ООН о том, имеет ли декларация независимости Косово юридическую силу. По-прежнему остается нерешенным вопрос: законно ли Косово стало независимым или нет? В настоящий момент Косово признали 69 из 192-х стран — членов ООН. Сербия, Россия, Китай, Индия, Украина и ряд других стран отказались признать Косово. В щекотливое положение попала Россия — она всецело поддерживает Сербию и называет провозглашение независимости Косово незаконным, но вместе с тем Кремль взял под крылышко отколовшиеся грузинские республики — Абхазию и Южную Осетию. Об опасностях сепаратизма в мире, о будущем отношений Белграда и Приштины, о роли Украины в «косовском вопросе» в интервью «Дню» рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Украине Душан ЛАЗИЧ.
— Господин посол, как в Белграде восприняли решение Международного суда ООН по косовскому вопросу?
— Вы сами понимаете, что решение суда в Сербии воспринято не очень хорошо, поскольку это для нас является болезненным вопросом, который затрагивает серьезные интересы Сербии — территориальную целостность и суверенитет государства. Мы надеялись, что суд нас поддержит, но, к сожалению, этого не случилось. Впрочем, вышло так, как вышло. Нужно смотреть в будущее и продолжать интенсивную политическую и дипломатическую деятельность в поисках мирных решений проблемы Косово.
Решение Международного суда ООН приоткрыло двери для сепаратизма. В мире существует много движений и организаций, которые имеют сепаратистские цели. Ни одна страна не знает, что ее ждет в этом смысле в обозримом будущем и не постигнут ли ее проблемы, с которыми сейчас сталкивается Сербия. Уважение к территориальной целостности — это принцип, на котором основывается современная система международного права и отношений. На основании международных документов, а особенно Устава ООН, Хельсинского акта 1975 года, Парижской хартии ОБСЕ 1990 года, необходимо соблюдать принципы территориальной целостности всех государств в международно признанных границах. Акты сепаратизма не должны войти в основу международной жизни. Иначе это будет путь к беспорядкам, путь к хаосу, поскольку в мире слишком много региональных и других конфликтов.
— ЕС заявляет, что будет содействовать налаживанию диалога между Белградом и Приштиной. Согласятся ли на этот диалог сербские власти?
— Что касается властей Сербии, то основной выход из этой ситуации мы видим именно в диалоге и переговорах. Только таким путем можно распутать клубок проблем и противоречий. Это главный инструмент для решения сложной проблемы Косово. Именно об этом ясно заявили сербские власти в проекте резолюции, которую на днях направили в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.
Этот документ будет рассматриваться на сессии Генеральной ассамблеи в сентябре. В тексте резолюции сказано, что одностороннее отделение не может быть приемлемым способом для решения территориальных вопросов. Также отмечается, что Сербия призывает стороны найти взаимоприемлемое решение для всех открытых вопросов путем мирного диалога в интересах мира, безопасности и сотрудничества в регионе. Сербия четко заявляет: мы открыты для переговоров, ведь только так мы можем прийти к договоренностям с помощью необходимых компромиссов. Это конструктивная позиция.
Исходя из такой позиции, Сербия готова в поисках решения косовской проблемы консультироваться и сотрудничать с другими государствами, международными организациями, включая ЕС. Сербия не имеет намерения или какого-либо интереса вступать в конфликт с международным сообществом, но, как и все другие страны, имеет свои интересы, которые пытается защитить мирным путем.
— Накануне заседания Международного суда ООН в Гааге сербские газеты писали, что Белград направит своих дипломатических посланников более чем в 50 стран, чтобы воспрепятствовать признанию независимости Косово. Так ли это?
— Защищая свои интересы и территориальную целостность страны, мы усиливаем внешнеполитическую деятельность. Президент Сербии Борис Тадич направил письма касательно мнения Международного суда ООН по Косово президентам ряда других государств. Также мы направляем во многие страны мира представителей президента Бориса Тадича, чтобы они объяснили нашу позицию. Они обратятся к властям стран, которые не признали независимость Косово, и попросят их подождать конца дискуссии и обсуждения этого вопроса на предстоящем заседании Генеральной ассамблеи ООН, а также попросят поддержать проект резолюции, предложенный Сербией.
— Господин посол, как в Сербии оценивают позицию Украины по косовскому вопросу?
— Украина с самого начала заняла принципиальную позицию касательно одностороннего провозглашения независимости Косово, не принимая его. Эту позицию после вынесения мнения суда в Гааге вновь подтвердило Министерство иностранных дел Украины. Недавно Президент Украины Виктор Янукович публично заявил, что, согласно международным законам и нормам, какие-либо попытки нарушения целостности того или иного государства запрещены, что относится и к признанию независимости Косово. Для нас важна принципиальная и последовательная позиция Украины. Мы высоко ценим это. Убеждены, что в дальнейшем Украина сохранит данную позицию и ожидаем, что она поддержит нашу резолюцию в ГА ООН.
— Какое у сербских властей отношение к позиции России, которая, с одной стороны, всецело стоит на стороне Сербии, но с другой стороны, немало способствовала тому, чтобы от Грузии откололись непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия?
— России мы благодарны за ее принципиальность, за поддержку, которую она нам оказывала с самого начала. Важный момент заключается в том, что Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН имеет весьма значительную роль в мире. Что касается независимости Абхазии и Южной Осетии, исходя из принципиальных соображений, Сербия не признает и не может признать независимость этих самопровозглашенных республик, как не признает независимость Косово. Думаю, что это вполне понятно.
— Буквально на следующей неделе после вынесения Международным судом консультативного заключения по Косово, представители Евросоюза заявили, что Сербии необходимо в ближайшем будущем предоставить членство в ЕС. Может ли случиться так, что Сербии предложат своего рода сделку — признание независимости Косово в обмен на членство в ЕС?
— Речь не идет о каких-либо сделках. Как вы знаете, 22 страны — члена ЕС признали независимость Косово, но еще пять стран не признали и, как официально заявляют, не собираются признавать в будущем, после решения Международного суда ООН. То есть, в Евросоюзе нет единого мнения по этому вопросу.
Самое главное, что все страны Европейского Союза поддерживают Сербию на пути к членству в ЕС. А Сербия уже много сделала для этого: мы приняли достаточное количество европейских законов, провели и продолжаем реформы, поскольку очень заинтересованы в интеграции в ЕС. Это приоритет нашей политики. Сербия успешно движется в этом направлении. Интеграцию Сербии в ЕС необходимо рассматривать в гораздо более широком контексте процессов у нас и в регионе. Кстати, все страны на Балканах ориентируются на евроинтеграцию.
Самое главное, чтобы сейчас в Косово сохранялся мир и спокойствие, чтобы не было беспорядков. Это не только в интересах сербов и косовских албанцев, но и в интересах всех государств региона, поскольку на международной арене все более сильными становятся тенденции к сотрудничеству и взаимопониманию. Это вклад в стабильность, мир и развитие.
— После самопровозглашения независимости Косово там осталось немало сербов. Сложно ли им жить в крае, в котором доминируют косовские албанцы?
— С точки зрения безопасности и условий и уровня жизни, сербам, проживающим в Косово, непросто. Власти Сербии, представители косовских албанцев и международного сообщества должны договориться о том, чтобы обеспечить нормальную, спокойную жизнь сербам, ведь сербские власти ныне не имеют возможности непосредственно управлять ситуацией в Косово. Ответственность за мир, стабильность и нормальные условия жизни в Косово несет международное сообщество — ООН, UNMIK, ЕС, EULEX и KFOR.
— На данном этапе существуют непосредственные контакты между представителями Белграда и Приштины?
— Непосредственных контактов нет. Пока диалог идет через представителей международных организаций — ООН и ЕС. Но если на сессии ГА ООН в сентябре примут резолюцию Сербии, естественно, начнутся переговоры.
— Сербия заявляет, что никогда не признает независимость Косово. При этом, в соответствии с международным правом, у каждой нации есть право на самоопределение, которое, кстати, совсем необязательно должно перерастать в провозглашение независимости. Итак, каким в Белграде видят будущее Косово, если сразу исключить вариант независимости государства?
— Давайте не забегать вперед. Пока необходимо договориться о конкретных переговорах по всем открытым вопросам. Обе стороны должны пойти на компромиссы. Самое главное — обеспечить переговоры при поддержке ООН и ЕС. А потом посмотрим, как все будет на самом деле. Если бы мы до переговоров знали, чем они закончатся, то не было бы необходимости вести их.
Поэтому надо всем последовательно работать в конструктивном духе. Косовские албанцы в одностороннем порядке провозгласили независимость. И что в результате? Они ее так и не получили, Косово не стало членом ООН. Ведь в заключении суда сказано, что это была попытка провозгласить независимость. Следовательно, процесс не завершен, и общая задача — разрешить эту проблему. Единственный путь к долгосрочному решению проблемы — это переговоры и диалог. Разумной альтернативы этому не существует.