Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Эффект пульсации»

Эксперты «Дня» — о том, почему именно сейчас поднялась волна обвинений знаменитостей и влиятельных людей в сексуальных домогательствах
15 ноября, 2017 - 11:33
ФОТО REUTERS

В последние время в мире стремительно распространяются истории о сексуальных домогательствах, в первую очередь в среде знаменитостей. А поднялась такая волна после того, как в американской прессе женщины начали обвинять голливудского продюсера Гарви Вайнштейна в сексуальных домогательствах. В частности, как сообщила The New York Times, актрисы Анджелина Джоли, Гвинет Пелтроу, Кара Делевинь, Азия Ардженто, Эшли Джадд, Роуз Макгавен, Люсия Столлер, Мира Сорвино, Розана Аркетт заявили о том, что знали или сами столкнулись с сексуальными домогательствами со стороны Вайнштейна.

Между тем американская киноактриса Порша де Росси обвинила актера и продюсера Стивена Сигала  в сексуальных домогательствах. Господина Сигала начали обвинять в неприличном поведении и домогательствах и другие женщины, среди которых актриса Джулианна Маргулис и супермодель Дженни МакКарти.

Дальше, как говорят, больше, уже мужчины, в частности американский актер Энтони Репп, мексиканский актер Роберто Кавазос, британский бармен Дениэл Бив и американский режиссер Тони Монтана стали говорить о сексуальных домогательствах со стороны актера Кевина Спейси. Также о домогательстве заявил охранник певицы Мерайи Кэрри Майкл Анелло. По его словам, она преднамеренно появлялась перед ним в распахнутом прозрачном пеньюаре.

О серьезности проблемы говорит тот факт, что в Лос-Анджелесе приняли решение создать подразделение для расследования дел о сексуальных домогательствах в Голливуде. По словам окружного прокурора Джеки Лейси, в настоящее время стражи порядка расследуют обвинение в адрес продюсера Гарви Вайнштейна, режиссера Джеймса Тобака, актера Эда Вествика и других.

Следует отметить, что подобная ситуация сложилась и в Старом Мире — в Европе. Британская газета The Sunday Times, интернет-портал Politico и другие СМИ обнародовали заявления женщин о разных сексуальных домогательствах и попытках «полапать» их тело со стороны мужчин-европарламентариев. The Sunday Times  не обнародовала имена политиков, которых обвиняют в сексуальных домогательствах по просьбе самих женщин, которые побаиваются за свою карьеру и возможные юридические последствия. В конце октября в Европарламенте приняли решение провести срочные дебаты по этому вопросу.

После обвинений в сексуальных домогательствах подал в отставку министр обороны Великобритании Майкл Феллон, который сознался, что его поведение не отвечало высоким стандартам, принятым среди военных.  Министра в сексуальных домогательствах обвинила журналистка Джулия Хартли-Брюэр. Она рассказала об инциденте, который случился 15 лет тому назад. По ее словам, Феллон несколько раз клал ей руку на колено во время пресс-конференции Консервативной партии.

На фоне сексуального скандала вокруг голливудского продюсера Харви Вайнштейна в соцсетях обрел большую популярность флешмоб под хештегом #MeToo (Меня тоже) —  тысячи женщин рассказывают о сексуальном насилии и домогательстве.

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, почему именно сейчас возникла волна обвинений знаменитостей и влиятельных людей и какие могут быть последствия этого?

«МУЖЧИНЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАВАТЬСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМИ ЗА ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Линкольн МИТЧЕЛ, политолог, бывший профессор Колумбийского университета, автор книги The Democracy Promotion Paradox:

— Я не скажу, почему это происходит сейчас, но эта проблема уже много лет вызывала обеспокоенность в американском обществе. В 1990 году сексуальное домогательство было главным вопросом во время слушаний по утверждению на должность судьи  Верховного суда Клэренса Томаса. Совсем недавно этот вопрос привлек больше внимание из-за обвинения против тогдашнего кандидата в президенты Дональда Трампа из-за утечки записей, в которых  он хвастался сексуальными домогательствами к женщинам. По моему мнению, это привело к тому, что многие женщины поверили, что сейчас важнее, чем когда-либо действовать, чтобы гарантировать, чтобы  мужчины не избежали наказания за подобное поведение.

Как мужчине мне несколько сложно делать предположения, почему женщины часто колеблются, чтобы выступать с такими обвинениями. Однако мы знаем, если женщины идут на такой шаг, то они сталкиваются со многими проблемами. Иногда обвинения просто отбрасываются. В одних случаях влиятельные мужчины дают понять, что они  испортят карьеру женщинам, которые выступят с подобными заявлениями. В других случаях женщины оказываются в ситуации, когда их  обвиняют в том, что они каким-то образом  поощряли мужчин или в подобных бессмыслицах. В других случаях семья и коллеги заставляют их чувствовать себя неудобно. Хорошо, что женщины начинают выступать против отвратительного и во многих случаях криминального поведения таких людей, как Луис СК, Харви Вайнштейн, Дональд Трамп, Рой Мур и другие. Мужчины не должны иметь возможности избежать наказания за такое поведение.

«БОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ВОПРОС ОСТАЕТСЯ: ПРИВЕДЕТ ЛИ ОСВЕЩЕНИЕ В ПРЕССЕ К ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ»

Обри ДЖЮЭТТ, профессор, Факультет политических наук Университета Центральной Флориды:

— За последние шесть недель  сексуальное насилие и домогательство стали серьезными проблемами в США и в Европе. Сексуальные домогательства и насилие на работе существовали более длительное время, чем упомянутый период, но многие женщины (и некоторые мужчины), которые были жертвами, часто считали, что они не могут выступить с подобными заявлениями. В кино и на телевидении уже давно ходили слухи о том, что молодые амбициозные актеры должны проходить «кастинг на диване», чтобы получить роль. Другими словами, они вынуждены были предоставлять сексуальные услуги продюсерам, которые принимают решение о том, кто будет играть в их фильме или телешоу. Многие актеры чувствовали (и все еще чувствуют), что обвинение кого-то влиятельного в бизнесе в недостойном поступке повредит им или положит конец их карьере. Они также не выступали, потому что чувствовали, что никто не поверит им (в таком случае их слово было бы против слова более могущественного или знаменитого человека). Такой же сценарий разыгрывался и во многих других сферах: рядовые граждане, которых добивались влиятельные политики во власти, не сообщали об этом, поскольку считали, что никто им не поверит и что они тем самым нанесут вред собственной карьере.

Волна сексуальных домогательств и обвинений в сексуальном насилии началась с нескольких новостей о недостойном поведении влиятельного голливудского кинопродюсера Харви Вайнштейна. В новостийном сюжете цитируются несколько женщин, которые обвинили Вайнштейна в неправомерном и даже потенциально криминальном поведении. Эта новость вызвала «эффект пульсации». Как только ее подхватили все больше информационных изданий, десятки женщин начали сообщать о том, что Вайнштейн совершал насилие относительно них в течение десятилетий (в настоящее время почти 80 женщин обвинили Вайнштейна). А когда больше женщин начали выдвигать обвинения против Вайнштейна, то это стало еще большей новостью, которая подхватывалась практически каждым средством массовой информации в США (и в конечном итоге по всему миру), то умалчиванию относительно этой проблемы был положен конец. Поскольку все больше женщин (и мужчин) увидели, что так много людей выступают с сообщениями о своем опыте, они начали чувствовать, что люди будут действительно слушать их утверждения о преследовании и нападениях и что люди поверят им. И что они могут спокойно рассказывать о собственных историях, поскольку общество будет симпатизировать им, а не обвинять их (или не верить им), и что их заявления-обвинения не навредят их карьере. Таким образом, на протяжении  нескольких недель после предания огласке истории  Вайнштейна десятки высокопрофессиональных людей во многих различных сферах (развлечений, СМИ, правительстве, бизнесе) обвинялись в сексуальном преследовании или нападении.

Более важный вопрос остается: приведет ли все это освещение в прессе к более длительным изменениям, которые уменьшат количество случаев сексуального домогательства и нападений в будущем, и к более открытому обществу, где жертвы будут уверены в том, чтобы публично заявлять о домогательстве или злоупотреблении относительно них в будущем? И будут ли эти изменения продолжаться после того, как при освещении новостей другие вопросы станут доминирующими и исчерпается «маниакальное увлечение» медиа сексуальными домогательствами и нападениями.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ