Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эффективная коммуникация и становление великих риторов

31 августа, 2009 - 19:01
РИТОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ БАРАКА ОБАМЫ СЫГРАЛ НЕМАЛОВАЖНУЮ РОЛЬ ВО ВРЕМЯ КАМПАНИИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ-2008 / ФОТО РЕЙТЕР

Возможно, на сегодняшний день самым внушительным и успешным примером лидерства, основанного на способности общаться, является Барак Обама, который дал в три раза больше интервью, чем Джордж У. Буш, и провел в четыре раза больше ключевых пресс-конференций, чем Билл Клинтон на этапе своего президентства. Некоторые критики задаются вопросом: не слишком ли все это хорошо, чтобы быть существенным?

Все харизматические лидеры эффективны в общении. Уинстон Черчилль часто приписывал свой успех мастерству построения предложений. У древних греков были школы риторики, где оттачивались навыки выступлений перед собраниями. Цицерон производил большое впечатление в римском сенате после изучения искусства красноречия.

Хорошие ораторские навыки способны выступать в качестве мягкого силового воздействия. Вудро Вилсон не был одаренным студентом в юности, однако изучал ораторское искусство, так как расценивал его как существенное для лидера. Мартин Лютер Кинг выгодно использовал опыт афро-американской церковной традиции, богатой ритмами проповеди. Клинтон объединил театральный опыт рассказа историй со способностью аргументировать. Согласно свидетельствам людей из его окружения, он развивал и постепенно улучшал эти навыки в течение всей карьеры.

Красноречие и вдохновенная риторика, однако, не являются единственными формами коммуникации, при помощи которых лидеры доносят свои идеи и привлекают последователей. Алан Гринспэн, прежний председатель Федерального резервного управления, едва ли был вдохновенным оратором, но рынки и политические деятели не сходили с его уст: таковы были нюансы его языка, которым он пользовался, чтобы убедить руководство провести предлагаемую им кредитно-денежную политику. К сожалению, финансовый кризис-2008 продемонстрировал, что было бы лучше, если бы комиссии Конгресса требовали от него более ясного изъяснения.

Невербальные сигналы — также важный компонент человеческих коммуникаций. Символы и примеры могут быть очень эффективными. Некоторые харизматические лидеры не являлись великими ораторами. Пример тому — Махатма Ганди. Тем не менее, символическое значение простого платья Ганди и всего его образа жизни было нагляднее слов.

Если вы сравните изображения зрелого Ганди с портретами молодого Ганди, одетого как британский адвокат, вы увидите, как тщательно он продумал символическую коммуникацию. Именно благодаря символической коммуникации он придал нужный темп действиям, таким как «солевой марш» 1930-го, выстраивая и развивая в нужном русле конфликт. Марш был разработан именно для этих целей, не только по причине необходимости сопротивления запрещению колониального правительства на изготовление соли.

T. E. Лоуренс (Лоуренс Аравийский) также знал, как обращаться с символами. Когда он приехал в Париж на мирную конференцию в конце Первой мировой войны, на нем были бедуинские одежды, благодаря чему он надеялся драматизировать арабский вопрос. Год спустя, на Каирской конференции, договариваясь о границах, он изменил бедуинские одежды на униформу британского чиновника, поскольку переговоры носили деловой и торговый характер. Британский предприниматель Ричард Брэнсон, наш современник, преодолел дислексию и плохую успеваемость ради продвижения своей марки Virgin при помощи различных общественных трюков.

В дополнение к общению с отдаленными зрителями лидеры нуждаются в возможности общаться один на один или в небольших группах. В некоторых случаях такая близкая коммуникация более важна, чем общественная риторика.

Организационные навыки — способность привлечь и вдохновить эффективные правящие круги последователей — могут компенсировать дефицит ораторского искусства и риторики, так же, как эффективная общественная риторика может частично компенсировать низкие организационные навыки. Гитлер был мастером эффективного общения и с отдаленной аудиторией, и с узким правящим кругом. Сталин полагался прежде всего на последнее. Гарри Трумэн был скромным оратором, но компенсировал этот недостаток, привлекая и умело управляя звездной компанией советников.

Хороший рассказ — источник силы и власти, и первое правило, которое выучивают авторы беллетристики, состоит в том, чтобы «показать, а не рассказывать». Франклин Рузвельт использовал вымышленную историю предоставления садового шланга соседу, дом которого был в огне, чтобы объяснить американцам сложную программу ленд-лиза перед Второй мировой войной. Рональд Рейган был мастером подходящего анекдота.

Правильный пример является другой решающей формой коммуникации для лидеров. Ожидая скептическую общественную реакцию на увеличение зарплат правительственных чиновников в 2007 г. в Сингапуре, премьер-министр Ли Хсин Лунг объявил, что он воздержится от увеличения собственной зарплаты. После недавнего финансового кризиса некоторые руководящие работники добровольно уменьшали свои зарплаты в качестве средства сдерживания растущего беспокойства в обществе.

Во время президентской предвыборной кампании 2008 г. Обама проявил себя как талантливый ритор, эффективный в коммуникации. Кроме того, что его риторический стиль оказался состоятельным, он провозгласил одну из лучших речей на выборах в Америке со дней Кинга уже после того, как подстрекательские комментарии пастора угрожали пустить под откос всю кампанию.

Как президент Обама продолжает общаться эффективно, но у американского президента есть проблема двойной аудитории. Иногда риторика, которая достигает хорошего результата дома — например, вторая речь после вступления в должность Буша, — кажется лицемерной и режет иностранный слух. Напротив, речь при вступлении в должность Обамы была равно хорошо воспринята дома и за границей.

Опросы показывают, что ряд речей Обамы по вопросам внешней политики, особенно речь, адресованная мусульманскому миру в Каире, восстановила американское влияние в значительной степени. Пока неплохо, но эффективное руководство также сопровождается политическими решениями и действиями. На данном этапе слишком рано делать вывод о том, будет политика Обамы подтверждать весомость его слов или нет. Поскольку мы ждем результатов, следует помнить о сложных взаимоотношениях между эффективным руководством и коммуникациями.

Джозеф С. НАЙ — профессор Гарварда и автор книги «Полномочия на лидерство».

Джозеф С. НАЙ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ