Ангела Меркель продолжит в Германии свою эру. Кто бы сомневался. Конечно, нельзя ею не восхищаться! Дочь скромного протестантского пастыря из Восточной Германии не только сумела переформатировать германский консерватизм — она вот уже восемь лет управляет европейской сверхдержавой, второй по значимости державой мира. Но приходится признать, что Ангела Меркель выглядит внушительно на фоне поколения политических пигмеев, правящими сегодня Западом. Самый влиятельный из западных лидеров — Обама, избрал форму «лидерства сзади», как окрестили его лидерство в Америке. Остальные западные лидеры выглядят как обескураживающая случайность...
И вот на этом фоне высится фигура Меркель, ставшая в Германии лидером статус-кво и гарантом стабильности. Она производит впечатление капитана, который упорно удерживает корабль «Германия» на одном и том же месте. Действительно, Меркель выглядит, как антипод Маргарет Тэтчер, которая в свое время реформировала Великобританию. Говорят даже, что Меркель терпеть не может это сравнение...
Впрочем, нации порой нуждаются в акценте на преемственность и статус-кво. Но ведь Европа, включая и Германию, вступила в этап, когда нужно искать ответы на новые вызовы, когда нужно размышлять о стратегическом выборе. Вместо этого немецкий канцлер обсуждает с немцами, как лучше утеплять окна. Как говорят сами немецкие наблюдатели, Меркель побеждает за счет того, что она формирует в обществе апатию и разочарование в политических институтах и партиях. И действительно, зачем немцам институты, когда есть она — Mutti, которая все решит, всех успокоит и кому нужно даст конфетку.
Между тем история учит: когда общество впадает в апатию и сон, это есть предвестник стагнации и кризиса. Обществу нужно движение и воздух! Есть и еще более серьезное последствие сна — порой он вызывает к жизни популистских лидеров с разрушительной энергией.
Словом, правление Меркель, судя по всему, означает остановку в жизни Германии. Возможно, Германия хочет как можно дольше держать паузу, и немцам в ней комфортно. Удивительное дело: ставшая великой Германия пытается спрятаться в чулане и притвориться маленькой и лишенной всех амбиций. Думаю, что это не только сохраняющийся страх немцев перед пробуждением прошлых комплексов. Это отсутствие новой политической элиты и лидеров, которые готовы к новой ответственности.
Но ведь рано или поздно Германии придется начать движение. Сможет ли его начать сама фрау Ангела? В истории не было случая, чтобы те лидеры, которые собой символизировали статус-кво, вдруг становились трансформаторами. Посмотрим, может ли Меркель изменить эту логику.
А теперь о политике Меркель в отношении России и Украины. Если речь идет о России, то Меркель стала продолжателем «шредеризации», т.е. курса на тесное партнерство с Кремлем, который является важнейшим фактором легитимации российского режима и его экономической подпиткой. Можно даже утверждать, что созданного Путиным в России «бензинового государства», которое поддерживает на плаву коррупционный класс рантье и его правящую команду, не было бы без «шредеризации-меркелезации».
Что касается Украины, не вижу признаков того, чтобы Берлин как то особенно горел желанием помочь Украине вырваться из сферы влияния Кремля. Посмотрим, как будет вести себя Берлин сегодня, когда для Украины наступил момент истины — ассоциировать ли себя с Европой либо связать себя с путинской Россией. Я считаю, что вполне может наступить момент, когда станет ясно, что не кризис евро и не кризис самого ЕС, а судьба Украины является для Меркель важнейшим критерием ее лидерства и веса Германии в международных делах.
Лилия ШЕВЦОВА — ведущий научный сотрудник московского Центра Карнеги