«Политический тупик» — этими словами мировые СМИ называли результаты парламентских выборов, завершившихся на днях в Италии. После двухдневного голосования, минимальную победу в нижней палате парламента одержала левоцентристская Демократическая партия Италии во главе с Пьером Луиджи Берсани. Но большинство в сенате ему так и не удалось получить. Для руководства страной нужно набрать большинство в обеих палатах парламента.
61-летнего Берсани называют прямым антиподом экс-премьера Сильвио Берлускони и «бывалым политиком». До 1990-х гг. он был функционером Коммунистической партии Италии, а после развала СССР присоединился к демократам. Идя на выборы, Берсани пообещал продолжить реформы, начатые Монти. К тому же лидер Демпартии, он придерживается мнения, что экономить нужно в меру, чтобы не довести Италию до крайностей.
Бывший трижды премьер-министр Сильвио Берлускони, кампания которого была чрезвычайно активной, проиграл своему оппоненту лишь несколько процентов, набрав 29,18%. В то же время, как передал телеканал Euronews: «Единственным настоящим победителем и третьим по счету результатом и первым в так называемом индивидуальном зачете стало общественное «Движение 5 звезд» известного блогера и сатирика Беппе Грилло». Первым из предвыборных обещаний Грилло стало сокращение вдвое депутатских зарплат.
В то же время бывший премьер-технократ Марио Монти, возглавивший блок центристских партий, набрал 10,5% и занял четвертое место. Ранее Монти уже заявлял, что не войдет в коалицию со «старыми коммунистами», намекая на Берсани. В свою очередь, лидер Демпартии уже отметил, что не станет объединяться ни с Грилло, ни с Берлускони.
Генеральный директор Института имени Бруно Леоне Альберто МИНГАРДИ в комментарии «Дню» сказал, что видит два варианта формирования парламентского большинства. По его словам, либо левые объединятся с партией господина Грилло, либо же они заручатся поддержкой правых, то есть партии Берлускони. «Оба варианта одинаково отвратительны для избирателей, голосовавших за левоцентристов, но второй действительно может позволить сформировать ограниченную повестку дня для заключения общих обязательств. Коалиция из левых и Грилло может оказаться довольно экзотичной, так как и обеспокоенность экономической политикой. Впрочем, никто не хочет смотреть это шоу», — сказал господин Мингарди.
В то же время, оценивая результат Берлускони, Альберто Мингарди заметил, что тот потерял много голосов, если сравнивать эти выборы с 2008 годом. «Но он продолжает быть таким же бойким и ему удалось получить хороший результат, ведь многих пугает перспектива господина Берсани в правительстве и последующее увеличение налогов», — продолжает Мингарди. По его словам, в прошлом итальянцы голосовали за Берлускони с энтузиазмом. На это же раз — нет. «Они проголосовали за него, как это часто люди делают, выбирая из двух зол меньшее», — резюмировал эксперт.
О ситуации с выборами и победе Берлускони «Дню» рассказал журналист, аналитик Института международных дел (Рим) Джанпьеро ГРАМАЛЬЯ:
— Результаты выборов разочаровывают, принимая во внимание итальянскую стабильность и ближайшее будущее. В сенате нет выразительного большинства и в настоящий момент нет перспективы для создания коалиции с целью формирования правительства.
В этих результатах можно выделить две особенности: это — успех популистского движения господина Грело, и это — возвращение бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.
— Выборы показали, что никто не одержал полной победы. Что это будет означать для Италии?
— Это главный вопрос в настоящее время. Конечно, президент Итальянской Республики господин Наполитано после консультаций с политическими лидерами будет решать, кто будет формировать новое правительство. Согласно итальянской конституции президент назначает премьер-министра, который должен завоевать доверие парламента. Но в настоящий момент достаточно нелегко понять, кто станет следующим премьером Италии. Господин Берсани, лидер Демократической партии вполне может им стать. Однако абсолютной уверенности в этом нет, как и в том, что он сформирует коалицию и получит доверие правительства. Политическое будущее Италии достаточно неопределенное, что уже негативно влияет на экономику и финансовые рынки.
— Говорят, что эти выборы стали для Италии «политическим тупиком». Чтобы Вы ответили на это? Будет ли достигнут консенсус между политиками, чтобы не проводить новые выборы?
— Это интересный вопрос! В прошлом мы иногда были удивлены итальянской политической фантазией, — ее возможностью находить решение и согласие, образовывать союзы. Сейчас для них (политиков — Ред.) найти такие решения кажется невозможным. Но также нельзя говорить, что в следующем правительстве не будет совместных решений, согласия или альянса.
— С Вашей точки зрения, почему Сильвио Берлускони удалось достичь такого результата?
— Если честно, то я сам себя спрашивал об этом после выборов. Но у меня не найдется хорошего ответа для Вас. Сначала, я был удивлен, потом шокирован. Теперь я не пойму: почему он добился такого успеха и получил доверие значительной части итальянских избирателей? Это правда, что около 30% итальянцев проголосовали за него. В течение избирательной кампании Берлускони давал много обещаний, выполнить которые ему будет очень сложно. В то же время, если он сдержит слово, это негативно отобразится на итальянской экономике. Но 30% граждан таки поверили в его обещания: я даже не знаю, как это можно объяснить. Для меня это тоже загадка.
— И есть ли у Берлускони хотя бы какой-то фантомный шанс сесть опять в премьерское кресло?
— Думаю, что нет. Хотя он и выступил на этих выборах лучше, чем мы ожидали, он их не выиграл. К тому же я не вижу путей, по которым можно образовать коалицию. Если и будет большая коалиция (в которую я не верю) между Берлускони, Берсани и бывшим премьером Монти — ее должен возглавить совсем другой человек, а не эти три лидера.