Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эпоха просвещения в России закончилась

Протестный потенциал явно растет и чем больше власть с помощью дурацких законов пытается его сбить, тем он дальше будет увеличиваться
25 января, 2021 - 20:16
ФОТО РЕЙТЕР

Английский философ Френсис Бэкон писал, что ipsa scientia potestas est — знание — сила. Именно на основе этой формулы французские просветители занялись внедрением научных знаний в массы. Эту миссию подхватили ученые и просто образованные люди и многие годы как могли рассказывали всем интересующимся научные истины, часто трудные для понимания, в наиболее доступной форме.

Этой важной работой занимались практически все великие ученые, часто в ущерб своей основной деятельности, потому что понимали насколько важно просвещение для широких масс.

Ничего удивительного в том, что в наш век, когда наука продвигается столь большими темпами, а ее результаты становятся все более сложными для непосредственного восприятия, задача просвещения становится кратно более значимой.

Эта очевидная истина почти 400 лет, в нынешней России подвергнута сомнению. Нет, не научному, а административному. Оказалось, что знание для российских правящих кругов оказалось столь же опасным, как терроризм и прочие неприятности.

Государственная дума России 21 января приняла поправки к закону об образовании. Теперь для того, чтобы прочитать лекцию, ученые должны будут получать справку от министерства. Университетам же запретят международное сотрудничество, если оно не согласовано с федеральными властями.

Уже в ноябре прошлого года взялись за просвещение. Причем в Комиссии по противодействию иностранному вмешательству в Совете Федерации. Внесенные изменения в закон закрепляют возможность увольнения преподавателей, если в их образовательной деятельности найдут признаки разжигания розни, экстремизма и подрыва конституционного строя.

Как сказано в пояснительной записке к проекту, отсутствие регулирования в сфере просвещения «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». По мнению чиновников, такие мероприятия, в том числе, поддерживаются из-за рубежа и направлены на «дискредитацию» российской «политики, пересмотр истории и подрыв конституционного строя».

По новому закону регулируется просветительство в широком смысле. Под такое определение попадает on-line лекция на YouTube в том числе и языковые курсы. К тому же нет определения «просветительства» и любой чиновник и даже офицер спецслужб, следователь или прокурор может трактовать его произвольно. Авторы закона обосновывают его принятие иностранной угрозой. И это тоже может быть использовано как выгодно властям.

Если кто-то думает, что все эти рогатки касаются только общественных дисциплин или языковых курсов, то глубоко ошибается. Все в полной мере относится к математике, физике или биологии.

Лекцию по высшей алгебре, где в качестве иллюстрации применения теории групп приводят двухлитерный шифр уже упомянутого Френсиса Бэкона, при некотором желании вполне можно считать подрывной. Следователя, который купил диплом, слово шифр уже наводит на мысль о подрывной деятельности. К тому же налицо иностранный след, потому что придумал шифр иностранец и точно для подрыва основ конституционного строя государства российского. Да и вся математика придумана по большей части за рубежами самой большой по территории страны и поэтому ее распространение должно жестко регулироваться, а еще лучше вообще не происходить.

То же самое относится к физике, химии, биологии и т.д. О науках IT-отрасли вообще говорить не стоит. Всем известно, что интернет, мало того, что придуман Пентагоном, используется террористами и вообще врагами внутренними и внешними, поэтому всему тому, что с ним связано особое внимание и максимальное число запретов.  

Ущерб от такого рода ограничений очевиден. Не случайно против одиозных поправок выступили ученые. В том числе и академики Российской академии наук (РАН). Президиум РАН направил к Государственную думу запрос об отзыве законопроекта о просветительской деятельности.

Однако ничего не помогло. В газете «Коммерсант» один из авторов поправок к закону «Об образовании» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов выразил мнение, что «научное сообщество — штука очень широкая». Всех выступающих против поправок направляют силы из-за рубежа. Это и понятно. Ведь чем больше в России будет грамотных и образованных людей, тем сложнее их обманывать. Научное мышление основано на логике и если человек владеет научным аппаратом, неважно в какой отрасли знаний, тем сложнее его заставить поверить в ту ахинею, что несется с экранов федеральных телеканалов.

Кремль и его подручных не останавливает тот факт, что один из ведущих российских астрофизиков, доктор физико-математических наук Сергей Попов организовал петицию на портале Change.org с требованием не принимать такой закон. Под петицией подписалось более 100 тыс. человек, но когда российскую власть такое обращала внимание.

Путин и его окружение остро чувствуют опасность, исходящую от все большего количества людей. В процессе закручивания гаек они теряют чувство меры и просто не могут остановиться в расширении репрессий. Им есть чего бояться.

Во-первых, пример Беларуси показывает, что постоянные репрессии дают только видимость успокоения. Даже при том, что руководство оппозиции предложило двухмесячный перерыв в протестных акциях, они продолжаются, хоть и в меньших масштабах.

В Москве делают однозначный вывод, что недостаточно Лукашенко круто себя ведет, не подводит под аресты и заключение противников законодательную базу, хотя куда уже больше, и поэтому огонь протестов не угасает.

Во-вторых, страх перед собранием людей в московских коридорах власти уже сродни то ли панике, то ли паранойи. Соберутся люди на лекцию по какой-нибудь научной теме, а там гляди, и начнутся разговоры против режима. Название лекции чиновнику ни о чем не говорит, а вот лучше запретить во избежание и дабы каких-то противоправительственных разговоров и хуже того, действий.

В-третьих, весь этот интернет и его порождение в виде социальных сетей уже показали свою    опасность. Никогда раньше школьники не интересовались политикой. Если такое и было, то до замен портретов Путина на портреты Навального никогда не доходило. В широком смысле это тоже плоды бесконтрольного просвещения.

Вывод, как говорится, напрашивается сам собой. Его воплощал герой рассказа писателя Глеба Успенского будочник Мымрецов. Он старался тащить и не пущать. Тащил он туда, куда не желали попасть, а не пускал туда, куда очень хотели попасть.

Если в Якутске при морозе в 50 градусов на митинг в поддержку Навального вышло 300 человек, а в Хабаровске при минус 30 несколько тысяч и даже проснулся Владивосток, то от этого просто так не отмахнешься.

Главное, конечно, происходившее в двух столицах. Судя по всему, Петербург вышел на первое место. Там даже отбивали людей от ОМОНа, убегали и снова собирались. Налицо заимствование тактики минских протестующих. Всего этого пока недостаточно, чтобы реально поколебать российскую властную вертикаль, но малые удары валят большие дубы.

Протестный потенциал в России явно растет и чем больше власть с помощью дурацких законов пытается его сбить, тем он дальше будет увеличиваться. Интересно, что подобные действия всегда предшествовали революциям или кардинальным переменам.

К сожалению, на уроках истории власть имущие никогда не учатся. Наоборот, они пытаются помешать делать это всем остальным. Чем это заканчивается, они в школе не успели выучить. Занимались другими делами.

Однако, imperitia pro culpa habetur — незнание вменяется в вину. Так было в Древнем Риме, так и в XXI веке.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ