Вопреки всем опасениям, Совету Евросоюза удалось избрать в ходе ужина в четверг вечером своего первого президента — им стал премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей. Тем временем, на должность верховного представителя по внешней политике и безопасности была утверждена еврокомиссар по торговле — британская баронесса Кэтрин Эштон. Как заявил на пресс-конференции премьер председательствующей в ЕС Швеции Фредрик Рейнфельдт, это решение было принято единогласно.
На состоявшейся в Брюсселе пресс-конференции Херман ван Ромпей обратился к журналистам с выступлением на трех языках — английском, французском и фламандском. Бельгийский премьер-министр призвал собравшихся к единству и пообещал прислушиваться и принимать во внимание позиции всех 27 стран-членов Евросоюза. «Членство в Евросоюзе должно приносить пользу всем странам-членам содружества, — заявил избранный президент ЕС. — Этот важный принцип диктует нам подход, основанный на двух главных факторах. Во-первых, я намерен принимать во внимание интересы и мнения всех членов содружества. В единстве — наша сила, а в разнообразии — наше богатство. У каждой европейской страны — своя история, своя культура и свой подход к делу. Мы идем к одной цели, но каждый из нас несет свой собственный груз».
Ван Ромпей также пообещал, что победителями во всех его решениях останутся все без исключения страны-члены содружества. Он также подчеркнул, что считает своими главными задачами создание в Европе новых рабочих мест и меры по охране природы континента. Новый президент Евросоюза вступает в должность 1 января предстоящего года. И, по мнению испанской El Pais, ему придется столкнуться со значимыми вызовами на постсоветском пространстве, среди них — последствия возможной новой газовой войны между Украиной и Россией. «Никто сегодня в Киеве не берется прогнозировать, смогут ли европейцы спать спокойно в январе 2010 года, не опасаясь, что «Газпром» перекроет кран и оставит их без газа недели на две, как в прошлом январе», — пишет газета.
В Бельгии с ее лингвистическими барьерами 52-летнего ван Ромпея считают объединяющей силой. Он зарекомендовал себя как скромный и этичный профессионал, умеющий договариваться и выступать в качестве посредника. По мнению наблюдателей, ван Ромпея заслуженно называют мастером компромисса, поскольку он справедливо разрешает конфликты, которые периодически возникают между фламандцами, говорящими по-голландски, и франкоязычными валлонами. Консерватор и член Христианско-демократической фламандской партии, ван Ромпей известен как завзятый блоггер, поэт и публицист. Он является автором шести книг, главным образом по социальным и экономическим вопросам.
Мировые лидеры приветствовали избрание ван Ромпея на пост первого президента ЕС. Американский президент Барак Обама в своем послании подчеркнул, что «у США нет более сильного партнера, чем Европа, в борьбе за безопасность и процветание всего мира». Канцлер Германии Ангела Меркель назвала выбор Совета ЕС правильным, что позволило избежать такой позиции меньшинства, которая могла его блокировать. «Мы выдвинули человека, по кандидатуре которого пришли к консенсусу и чье политическое мастерство прошло проверку на протяжении всей его политической карьеры», — отметила она. Президент Франции Николя Саркози также считает очень мудрым решением избрать не пост первого президента ЕС человека, который является выходцем из одной из стран-основателей Евросоюза, страны, которая много значит, но не является одной из самых крупных, потому что никто не должен чувствовать себя исключенным из процесса».
Однако избранием ван Ромпея довольны далеко не все. Один из основных кандидатов на пост президента ЕС премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер на вопрос журналистов, не разочарован ли он, ответил: «В политике мы не имеем права ставить собственные мечты превыше всего».
Большой неожиданностью для многих стало избрание Кэтрин Эштон на пост верховного представителя по внешней политике и безопасности. Ведь считалось, что эту должность может занять нынешний министр иностранных дел Великобритании Девид Милибенд. Сама Эштон призналась, что для нее это назначение стало большим сюрпризом. «У меня даже нет подготовленной речи, — сказала она. — Однако никогда не было такого, чтобы мне не хватало слов, и этот вечер — не исключение. Для меня работа с Советом Евросоюза и с Еврокомиссией будет непростой задачей. Быть первым — уже непростая задача. Я была первой женщиной-британским еврокомиссаром, первой женщиной-еврокомиссаром по торговле, и я также горжусь тем, что стала первой женщиной-верховным представителем Европы».
Как отмечают наблюдатели, британка Кэтрин Эштон практически не имеет опыта дипломатической работы, однако она сумела положительно зарекомендовать себя на посту еврокомиссара по торговле, на котором она в прошлом году сменила Питера Мэндэльсона. В Великобритании Эштон известна относительно мало, так как никогда не занимала ни один из ключевых постов в кабинете министров. Кэтрин Эштон — 53 года. В 80-е годы она возглавляла бизнес-сообщество, поощрявшее деятельность компаний по социальным направлениям и защите окружающей среды. А до перехода в Еврокомиссию заседала в палате лордов.
В дипломатических кругах считают, что решающими факторами при ее назначении стала ее принадлежность к социал-демократическому лагерю, поддержка со стороны главы Еврокомиссии Баррозу, а также то, что она — женщина.
По мнению аналитиков, прошедшие в Брюсселе выборы продемонстрировали тот факт, что, несмотря на двухлетнее недоверие друг к другу, Николя Саркози и Ангела Меркель все же сумели найти путь к восстановлению франко-германской оси. Эти лидеры строят диалог, очень похожий на диалог своих предшественников. Однако если альянс Ширака и Шредера завершился разрывом атлантических отношений с администрацией Буша, то Саркози и Меркель, напротив, намерены иметь прямую линию связи с Вашингтоном.
Сняло ли избрание руководителей ЕС все проблемы функционирования евросообщества? Решен ли в ЕС вопрос, сформулированный в свое время бывшим госсекретарем Генри Кисинджером: кому нужно звонить по телефону, если вы хотите поговорить с Европой? И какие надежды может возлагать Украина на новое руководство ЕС в сотрудничестве с Брюсселем?
КОММЕНТАРИЙ
Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
— Так выглядит, что на сегодняшний день Евросоюз решил проблемы, связанные с конституционным кризисом. Но мы еще не знаем, как эти институты работают, насколько они будут трудоспособными. Есть немало оснований ожидать трения или какие-либо конфликты. Поэтому мы не должны это рассматривать как окончательное решение всех проблем. Евросоюз — это динамичный проект, который двигается от определенных вызовов к новым вызовам, формируя свой ответ. Нужно посмотреть, как будут приниматься решения по вопросам, где нет единой точки зрения в ЕС.
Что касается вопроса, кому звонить по телефону в Европу, когда в Евросоюзе есть общая позиция по какому-то вопросу, то нет никаких проблем, чтобы позвонить по телефону и узнать об этой позиции. Другой вопрос, когда есть несогласованные вопросы, когда различны национальные интересы и соответственно различные политики. Сейчас мы должны только ждать, как новые институты заработают. Прежде всего, следует ожидать сосредоточенности ЕС на внутренних вопросах и максимально осторожной внешней политики, даже консервативной политики без никаких движений вперед, на восток или хотя бы куда-нибудь.
В такой ситуации Украине важно не терять динамики, где у нас в сотрудничестве с ЕС есть прогресс или, во всяком случае, есть процесс. Здесь у меня есть большой вопрос относительно позиции правительства Бельгии, что касается дальнейшей либерализации визового режима. Ведь эта страна последние месяцы наиболее негативно настроена относительно дальнейших шагов в этом направлении. Поскольку Рампей был премьер-министром страны и вряд ли вне его внимания формировалась такая политика.
Украина должна работать над теми целями, которые сейчас на повестке дня. Следует завершать переговоры об ассоциации и заключать это соглашение, как можно скорее двигаться по визовому диалогу. Следует демонстрировать определенный прогресс в тех вопросах, которые относятся к визовому диалогу. Тут нам, к сожалению, мало есть чем рапортовать.