В Киеве ждали визит Генерального секретаря Совета ЕС, уполномоченного по вопросам внешней политики и политики безопасности Союза Хавьера Соланы. Этот визит, как стало окончательно известно, не состоится, зато 13 июня в Люксембурге, как и планировалось, пройдет заседание совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС. На этом заседании будет дана первая оценка выполнения Плана действий Украина—ЕС. Официальной информации о визите Соланы не было, поэтому нет и сообщений о его отмене. Вряд ли следует быть большим провидцем, чтобы допустить, что при других обстоятельствах визит, который имел бы целью выработку, во всяком случае, каких-то новых акцентов в общении, состоялся бы, и бюрократические структуры украинского правительства и Европейской Комиссии благополучно бы прорабатывали его результаты.
Но сейчас, когда уже прошло определенное время после провала референдумов по одобрению конституционного трактата во Франции и Нидерландах, можно только констатировать, что в политических кругах стран-членов ЕС и в Брюсселе господствует неопределенность. К сожалению, это влияет на то, как складывается сам климат отношений между ЕС и Украиной.
Президент Виктор Ющенко заявил во время своего визита в Анкару, что Украина не разочарована процессами, которые продолжаются в Европе, в том числе и связанные с реакцией Европы на «Европейскую конституцию». Он сказал, как сообщает Интерфакс-Украина, что Украина является неотъемлемой частью европейской цивилизации, и получение полноправного членства в Европейском союзе «является нашей стратегической задачей».
В комментариях многих, кто считает себя аналитиками, исследователями, знатоками ситуации в странах ЕС в последнюю неделю указывалось, что неутверждение конституции ЕС Францией и Нидерландами может надолго затормозить начало движения в ЕС Турции, Хорватии и отложить на очень неопределенное будущее собственно постановку подобного вопроса в отношении Украины. У комментаторов в Украине разные взгляды по этому поводу, однако никто не может точно проследить наличие прямой связи между референдумами в ряде стран Европейского Союза и тем, пригласят ли когда-нибудь Украину к переговорам по обретению членства в ЕС.
Именно во время визита Ющенко в Анкару была обнародована информация, что министр иностранных дел Германии Йошка Фишер настаивает на том, чтобы переговоры о вступлении Турции в ЕС, начало которых запланировано на 3 октября, начались вовремя. Что касается Украины — действительно, никакой информации, которую можно было бы толковать как важную в ракурсе «евроинтеграционного курса», пока что не поступало. Президент Ющенко сохраняет оптимизм и заявляет об уверенности в том, что успешное выполнение поставленных задач создаст все условия для подписания между Украиной и ЕС соглашения об ассоциируемом членстве уже в 2008 году. Пока что эти намерения прямо поддерживают далеко не все страны-члены ЕС.
Комиссар Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген заявил польской «Газете Выборчей», что для дальнейшего расширения ЕС нет политического климата: по его мнению, «окно возможностей закрыто», и ЕС вынуждено только выполнить обещания, данные Румынии, Болгарии, Хорватии, Турции. Украины, как и других стран, в этом «списке Ферхойгена» нет. Шесть лет назад он уже заявлял, что говорить о присоединении Украины к ЕС было бы настолько же безответственно, как и о присоединении Мексики к США. Потом мнение комиссара несколько изменилось. Ничто не указывает на то, что сегодняшние едва ли не апокалиптические настроения не могут измениться в ходе развития ситуации.
Провал первых конституционных референдумов, обсуждение того, что произошло и что делать, первая реакция валютных рынков (снижение курса евро относительно доллара и йены) не содержат какого-либо намека на то, что произошла катастрофа. ЕС продолжает существовать, ни одна страна не заявила о возможности своего выхода из Союза, хотя разговоры о возможном приеме новых членов в то же время становятся очень непопулярными. Речь идет, скорее, о том, что Союз, а вместе с ним — вся Европа переживают очередную фазу своего становления. Первая фаза продолжалась во времена «холодной войны», когда речь шла о создании прочного центра демократии западного образца в Европе. Этот центр оказался привлекательным, что засвидетельствовал процесс расширения сначала за счет нейтральных стран (Швеция, Финляндия, Австрия), а потом — и за счет бывших членов лагеря-соперника. Стало очевидным, что общественные настроения, которые формировались веками и развивались в послевоенные времена, противоречат и требованиям развития, и часто — реальности. Стало очевидным и то, что французы и нидерландцы стали первыми, кто заявил о неприемлемости того, чтобы ЕС превратился в сверхдержаву со своим президентом, правительством и парламентом (такие положения содержит конституция), и чтобы все важные для нации вопросы решались вне ее пределов, в Брюсселе, головами и руками группы международных бюрократов. Очевидно, определенная часть тех, кто голосовал «против», высказалась и против любого дальнейшего расширения ЕС — это правда, как правдой является и то, что если чехи, поляки, венгры еще воспринимаются на Западе в качестве «европейцев», то что касается украинцев, белорусов, молдаван, мнения полностью противоположны. В этом году на одном из престижных форумов в Австрии можно было даже услышать, что Украина находится не в Европе, а в «бывшем СССР». В этом также нет трагедии: такое же мнение в отношении поляков господствовало пятнадцать лет назад. Польша это преодолела благодаря, в первую очередь, собственным усилиям — внутренние преобразования, активность на различных направлениях (политическом, дипломатическом, в негосударственных секторах, в открытии границ для бизнеса и тому подобное). Правда, никто не сможет отрицать той роли, которую сыграл в этом процессе Папа Иоанн Павел II.
Украине будет и труднее, и легче. Труднее — потому что с неуверенностью вокруг будущего конституции резко возрастает роль фактора «сейчас не до Украины». Легче — потому что настойчивость должна рано или поздно спровоцировать прямой ответ на прямой вопрос. Прямой ответ может быть как негативный — в этом случае не факт, что пресса многих стран будет на стороне политиков и чиновников, которые могут этот ответ обнародовать, поскольку речь идет о нарушении ЕС собственных основополагающих документов; или же позитивный — в том смысле, если речь будет идти не о расплывчатых формулировках наподобие «мы посмотрим», но о четком двустороннем плане работы, в котором будут четко выписаны задачи, ответственные за их выполнение и следующие этапы. Об этом говорить несколько рано, сначала действительно надо заставить другую сторону заявить о готовности к началу разговора.
Такой вариант совсем не исключает периода отношений, во время которого в двусторонних отношениях будут действовать «четыре свободы» (движение людей, товаров, капиталов, услуг через границы), Украина будет принимать участие во многих программах ЕС, но не сможет привлекать фонды ЕС (структурный фонд и «фонд выравнивания») и не сможет прямо влиять на политические решения. То есть модель, о которой несколько раз в последние годы говорил бывший первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый.
Сегодня просто очевидно, что ЕС в составе 25 государств не может жить по нормам, которые делали возможным комфортное существование сначала 6, потом 12 и 15 стран. Так же ЕС не может претендовать на то, чтобы олицетворять в себе всю «Европу». Дискуссии о том, что географическое положение еще не означает принадлежности к «политической Европе», могли иметь место только в прошлом. Сегодня они могут привести к новым распределениям и неспособности реагировать на все новые и новые вызовы и угрозы. Осознание этого не может не прийти.
Так же, как в Украине не может не прийти осознание того, что «Европа», в которую мы стремимся вернуться, должна быть сначала построена в каждой голове. «Европа» должна ассоциироваться с ответственностью, четкими правилами, определенными стандартами во всем, а этому еще придется долго учиться. Возможно, поэтому действительно имеет смысл наращивать мощности, добиваться создания рабочих мест не на базарах, а в промышленности и науке, предлагать условия лучше каких-либо других. Таким образом, Украина точно имеет шанс выиграть в то время, когда «Общая Европа» пытается опомниться от первого холодного душа.