Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эсенгул ОМУРАЛИЕВ: политику многовекторной интеграции

Кыргызстан ведет
30 августа, 2001 - 00:00


Кыргызстан — самое маленькое государство Центральной Азии, как перекресток Великого Шелкового пути активно пытается стать центром торговых и информационных потоков из Европы в Юго-Восточную Азию и противостоять потоку контрабанды оружия и наркотиков через свою территорию из «неблагонадежных» азиатских стран. Кыргызская Республика первой из государств СНГ стала членом Всемирной торговой организации, первой ввела частную собственность на землю. Как рассказал «Дню» Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в Украине Эсенгул Омуралиев, экономическая ситуация в его стране примерно такая же, как во всех странах Содружества. Проблемы жителей Кыргызстана близки всем нам — увеличивается поляризация населения, не сформирован средний класс. Однако уже второй год улучшается ситуация в промышленности и аграрном секторе Кыргызстана. Господин Омуралиев называет себя оптимистом и верит, что его народ добьется будущего, которого заслуживает, а все желающие в Украине смогут отдохнуть и поправить свое здоровье на знаменитых кыргызских курортах.

— Кыргызстан многие называют самым демократичным государством Средней Азии. В чем особенности кыргызского пути развития молодого государства?

— Кыргызская Республика действительно является самой продвинутой в построении демократического общества страной из всех независимых государств, появившихся после распада Советского Союза. Не обладая крупными энергетическими запасами, большим объемом внутреннего рынка, находясь на окраине бывшей империи, вдалеке от морских, железнодорожных и прочих коммуникаций международного значения, не имея транзитного потенциала, мы должны были принять особый подход к построению будущего Кыргызстана. Мы сразу выбрали путь в сторону открытой демократии, рыночной экономики и либеральной торговли. Только при таких ориентирах можно было рассчитывать на поступление инвестиций.

В то же время у нас был хороший потенциал человеческих ресурсов — стопроцентная грамотность, большое количество квалифицированных специалистов. В Кыргызстане людям предоставили возможность самим создавать свое будущее.

— Насколько актуальны сегодня для рядового жителя Кыргызстана проблемы безопасности в Центральной Азии?

— Вопрос мира и безопасности в течение всех десяти лет независимости был для Кыргызстана первостепенно важным. У нас в стране делалось все, чтобы сохранить межнациональное согласие. Слава Богу, мы этого добились. Но существует угроза безопасности страны прежде всего со стороны террористов, которые под эгидой исламского фундаментализма проникают в страны Центральной Азии. К сожалению, последние два года мы испытывали на себе последствия их вылазок. За счет объединенных усилий стран, входящих в силы коллективной безопасности, нам удается сдерживать напор террористов. Потенциальная угроза нашей безопасности, связанная с нестабильностью, в частности, в Афганистане, существует. Однако сегодня в нашей стране нормальный, спокойный режим, никаких проблем, связанных с безопасностью страны и людей, нет.

— И в Ферганской долине тоже все спокойно?

— Ферганская долина всегда была благодатным краем, там находятся важные древние памятники ислама, которые привлекают многих паломников и туристов. К сожалению, в последние годы там появились террористы, исповедующие исламский фундаментализм. Но нельзя сказать, чтобы эти силы делали там погоду. Есть небольшие проблемы, связанные с ситуацией в Таджикистане, однако в этой стране уже идет процесс мирного урегулирования. Есть вопросы, связанные с вылазкой террористов на границе Кыргызстана и Узбекистана, но эта проблема также находится под контролем. Хотя международный терроризм прикрывается лозунгом создания в Ферганской долине исламского халифата, я не вижу особых причин беспокоиться по этому поводу. Это не более, чем настроения.

— Насколько в Кыргызстане верят в перспективы коллективной безопасности в СНГ?

— Кыргызстан является членом совета коллективной безопасности. Наша страна нуждается в таком сотрудничестве, и мы активно в этом направлении работаем. Это не значит, что только силы коллективной безопасности стран, участвующих в Договоре о коллективной безопасности, — бесспорный приоритет подобного сотрудничества. Мы сотрудничаем в этой сфере и в рамках Шанхайской пятерки, которая сегодня создает антитеррористический центр. Кроме того, Кыргызстан принимает участие в программе партнерства и сотрудничества с НАТО.

— Как в Кыргызстане представляют себе будущее СНГ?

— На начальном, не очень эффективном, этапе СНГ было попыткой совместного спасения от глобального распада. Сегодня СНГ не должно стать только политическим клубом для разговоров, хотя такая деятельность также нужна. Но прежде всего Содружество должно стать полем для экономической интеграции. В 1996 году была сделана попытка реформировать СНГ именно с точки зрения экономической интеграции. По инициативе Украины было внесено предложение о создании зоны свободной торговли. К сожалению, сегодня этот вопрос далек от решения. Появились разноскоростные интеграции — Евразийский Союз, ГУУАМ, Центрально-Азиатский Союз, Союз России и Беларуси — которые определенным образом отодвинули в сторону вопрос о возможности налаживания сотрудничества в рамках большого СНГ. На мой взгляд, эти разноскоростные интеграции были направлены на то, чтобы дать импульс для оживления большого СНГ. Я оптимист и верю в будущее СНГ с точки зрения будущего экономического сотрудничества.

— Кого Кыргызстан считает своими стратегическими партнерами?

— Мы, также, как и вы, ведем политику разновекторной интеграции. За десять лет, при наших условиях трансформируемой экономики, очень сложно подобрать себе приоритеты. Какова будет структура экономики через 50 лет — еще не известно. Пока рано делать выводы, куда и с кем именно интегрироваться. Поэтому Кыргызстан строит свои отношения с соседями и партнерами на взаимовыгодных условиях и с учетом кыргызских интересов.

— Благодаря чему Кыргызстан сумел первым среди стран СНГ стать членом Всемирной торговой организации?

— От Кыргызстана переговоры с ВТО вел я, будучи министром внешней торговли и промышленности и вице-премьером. Главное в том, что мы успешно провели эти переговоры и завершили их всего за три года — политическое решение высшего руководства страны о том, что только став страной с открытой торговлей и транзитными возможностями, мы сможет построить достойное будущее. Став членов ВТО, Кыргызстан привел практически все законодательство в соответствие требованиям открытой торговли. Любой инвестор, любой производитель товаров может работать на нашем рынке. При этом он будет твердо убежден, что его защищают международные нормы торговли, исполнение которых обеспечивает Кыргызстан. Эти правила господствуют над национальным законодательством.

Наше вступление в ВТО было воспринято нашими партнерами по таможенному союзу, в который входят Россия, Казахстан, Беларусь и Таджикистан, как неадекватный шаг. Хотя в рамках таможенного союза принято решение, что каждая страна вступает в ВТО самостоятельно, чем мы и воспользовались. Однако наши партнеры начали блокаду по отдельным видам товаров и услуг, мотивируя это тем, что защищают свои рынки от прохождения через территорию Кыргызстана реэкспорта товаров и услуг. Но мы не допустили того, чего опасались наши партнеры, и в течение двух лет эти проблемы были решены.

— Нет ли в Кыргызстане необходимости пересмотреть официальный статус русского языка?

— Такой необходимости нет. Государственный язык у нас — кыргызский, но русский является официальным языком. Каких- либо проблем, связанных с этим, мы не ощущаем. Кыргызский язык был в определенной степени деформирован и находился на втором плане. Сейчас принят закон о государственном языке, государственная программа по внедрению кыргызского языка. Он постепенно начинает возвращаться в города. В селах традиционно 90% населения составляют кыргызы, которые дома, в школе и на работе пользуются кыргызским. В городах и районах компактного проживания русскоязычных граждан были проблемы, но сейчас все постепенно нормализуется. Думаю, здесь нужен эволюционный подход. У нас проживают представители более 40 народов, многие из которых общаются по-русски, но сказать, что это кому-то мешает, я не могу.

— Могут ли украинские любители природы и туризма отдохнуть на озере Иссык- Куль?

— Мы сегодня делаем для этого все возможное. 2001 год у нас объявлен годом туризма. Кыргызстан — уникальная по природе центрально-азиатская страна, которая всегда была местом отдыха для жителей Центральной Азии и Сибири. У нас уникальное озеро Иссык- Куль, прекрасные горные санатории, источники, альпинистские и туристические базы. В последнее время очень интенсивно развивается охота. Сегодня мы активно используем туризм для экономического роста в нашей стране. В Украине мы также ведем подобную работу, и я рад, что украинские турфирмы уже предлагают поездки в Кыргызстан. Наше Посольство будет способствовать развитию такого сотрудничества.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ