На днями Московский областной суд вынес решение о снесении Свято-Троицкого храма, принадлежащегоукраинской православной церкви киевского патриархата, сообщил в Facebook иеромонах Святослав Скороход. По его словам, согласно постановлению суда, храм должны снести в течение 4 месяцев за счет УПЦ. Кроме того, он отметил, что в процессе судебного разбирательства на адвоката УПЦ Татьяну Горюнову было совершено вооруженное нападение и ей угрожали расправой в случае дальнейшей поддержки и защиты храма в суде. «К сожалению, все украинское систематически подчищается и уничтожается: сегодня резонансное решение по снесению храма, до того закрытие украинской библиотеки и ликвидация единственной централизованной украинской организации «Украинский Конгресс России»», — написал Святослав Скороход на своей страничке в Facebook.
«День» обратился к народному депутату Украины, религиоведу Виктору ЕЛЕНСКОМУ с просьбой прокомментировать эту резонансную новость и объяснить, какой должна быть реакция украинской власти на подобные притеснения украинства в России.
«НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРОНТ БОРЬБЫ ПРОТИВ УНИЧТОЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ В РОССИИ»
— Этот поступок лежит за пределами добра и зла. Очевидно, впервые за три десятка лет на планете Земля будет снесен православный храм — за то, что это украинский храм, за то, что люди, которые посещают его, верят в Иисуса Христа, исповедуют православие, а не доктрину «русского мира». Это еще один шаг на уничтожение всего украинского. И я считаю, что наша Верховная Рада должна стать рядом с теми, кого в настоящий момент преследуют в России и на оккупированных территориях за их веру.
Мы знаем, что преследуют и православных, и мусульман, и протестантов, разрушают храмы и мордуют людей. Мы знаем об убитых пасторах на оккупированной территории. Следовательно, нужно не только их защитить, но и создать международный фронт борьбы против уничтожения религиозной свободы в России.
Следует отметить, что на оккупированных территориях — в Крыму и на Донбассе — ужасная ситуация, особенно в так называемых отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Я несколько раз делал об этом доклады в разных аудиториях. Это убийства, похищения, насилие. Даже фильм есть о том, как молитвенные дома протестантов и свидетелей Иеговы были превращены в бараки и места тренировок для боевиков.
Нам известно, что практически для всех в России, кроме московского патриархата, условия ужасные, в связи с принятием так называемого «закона Яровой», который, по сути, уничтожает религиозную свободу и фундаментальный принцип религиозной свободы, которым является распространение религиозных убеждений и возможность проведения проповеди. В то время как Конституционный Суд Украины отменил разрешительное право на проведение религиозных манифестаций, в России, наоборот, — даже в доме ты не можешь проповедовать или пригласить проповедника. Это то, что возвращает Россию в сталинские времена. Следовательно, ситуация там очень плохая.
Что касается мотивации российской власти в наступлении на остатки украинской церкви и всего украинского в РФ. Очевидно, они хотят искоренить все то, что напоминает об Украине, свободе, человеческом достоинстве. Мы гордимсятем, что все украинское как раз ассоциируется там со свободой, антипутинством, противодействием этому ужасному, авторитарному режиму. А российские власти хотят все это искоренить. И мы должны сделать все возможное для защиты наших людей.
А что касается собственно Украины, мы должны поддержать волеизъявление украинцев, которые не хотят находиться в составе московского патриархата. На это, в частности, будет направлен законопроект 4128, который предусматривает порядок изменения религиозной принадлежности религиозными общинам.
Есть ряд православных религиозных общин московского патриархата, которые хотят перейти в киевский патриархат. Но законодательно это слабо урегулировано. Завтра (6 октября. — Ред.) парламент будет рассматривать этот законопроект. Сейчас ему оказывается колоссальное сопротивление: «Оппоблок» привел под Раду несколько десятков батюшек, которые борются за сохранение «духовного рабства», и очевидно, приведут еще.
Украинская власть ни в коем случае не должна отвечать на это зеркально. То есть, если где-то притесняют религиозную свободу, это не значит, что украинская власть должна ее притеснять. Это исключено. Она должна применять все свои рычаги международной двусторонней дипломатии для того, чтобы сохранить украинскую церковь, культуру от уничтожения. Сейчас главная задача украинской власти — это противодействовать российской агрессии. Если она не сможет этого сделать и не сможет мобилизовать народ, то все остальноене будет иметь значения.