«С гражданством Эстонии в Европе чувствуешь себя человеком», — говорит Оксана Ефимова, бывшая одесситка, и уже четыре месяца как жительница Таллинна. «Почему? А все можно увидеть, только лишь спустившись с трапа самолета: начиная от чистых улиц и приятных сотрудников обслуживающего персонала, до высокой зарплаты при таких же расходах на жизнь, как в Украине».
Эстония — небольшая балтийская страна, которая еще со времен Советского Союза желала другой жизни. Теперь с каждым следующим годом страна становится все ближе к Европе по экономическим, социальным и политическим показателям, свидетельствуют эксперты.
Но присутствие русскоязычного меньшинства —26% (332 тыс.) населения, которое пользуется всеми правами наравне с коренными эстонцами, постоянно напоминает об историческом прошлом страны.
КUI KALLIS, ИЛИ СКОЛЬКО СТОИТ ЖИЗНЬ В ЭСТОНИИ
«Здесь не легче жить, чем в какой-нибудь другой стране», — говорит Мария Тюлине, преподаватель экономики в Таллиннской школе. Она еще семь лет назад вышла замуж за эстонца и приехала жить к мужу в столицу. «Но здесь тебе хотя бы дают гарантию, что на зарплату ты проживешь, и быть преподавателем не так позорно», — говорит она.
Средняя зарплата на предприятиях и в государственных учреждениях Эстонии — около 4 200 гривен. Преподаватели же в частных учебных заведениях зарабатывают на порядок больше, потому что в этом случае зарплатный фонд формируется на основании проплат родителей учеников.
Экономический кризис в мире повлиял и на жизнь эстонцев, но это не был полный шок для экономики страны. Эстония пережила свой шок еще год назад, когда Россия, в знак протеста против перенесения памятника советскому солдату из центра Таллинна, приостановила транзит своих товаров по территории Эстонии, таким образом, по прогнозам Эстонской транзитной ассоциации, страна потеряет от 100 до 400 млн. евро в год. Экономический кризис 2008 года не так ощутим для эстонцев. Эксперты допускают, что причина в том, что экономика страны не так сильно евроинтегрирована, поэтому разрыв сотрудничества с Россией отразился на экономике страны значительно травматичней. Как результат ухудшения отношений с Москвой, эстонские продукты исчезли с полок российских магазинов, а эстонские предприятия, которые были ориентированы на экспорт в Россию и не смогли перепрофилироваться, не имели другого выбора, как уволить рабочих и закрыться. Мировой кризис — это уже второй удар по эстонской экономике. В целом за девять последних месяцев количество тех, кто ищет работу, выросло на 18%, по данным Департамента рынка труда, предложение работы также уменьшилось на 54%, всего 12 тысяч людей было уволено с начала года.
Тем не менее, эстонские должностные лица уверяют, что они начали исправлять ситуацию. «Если мы хотим возобновить экономический рост хотя бы на уровне 5—6%, сейчас европейские кредитные краны не открываются так сильно, как раньше, поэтому следует увеличить экспорт Эстонии приблизительно на 20 млрд. крон (6.6 млрд. грн.)», — заявил Эдгар Сависаар, мэр Таллинна.
«То, что они декларируют, сейчас должно улучшить экономическое положение в стране, но честно, они бы лучше помирились с россиянами — так все бы заработали больше. Потому что, что мы имеем сейчас — вот, угольный терминал за 40 миллионов евро построили — а угля уже нет, железная дорога еще в прошлом году вследствие уменьшения объемов перевозки уволила 8% работников», — говорит Мария Тюлине.
Но сами эстонцы не против поехать на заработки в более богатые европейские страны. По данным регистра народонаселения, сегодня 50 тыс. эстонцев работает за границами страны. Те же, кто и до сих пор находится в поисках работы, могут себе позволить не спешить с выбором, потому что голодными они не останутся — государство поддерживает, платя помощь по безработице. Только за один сентябрь эстонская страховая касса выплатила 1,5 миллиона евро.
О ЕДЕ И ДРУГИХ НУЖНЫХ ВЕЩАХ
На еду эстонцы тратят около 23,2% семейного бюджета. Хотя сама страна и небольшая, с населением 1,3 миллиона, но повышение цен на продукты питания чувствуется и здесь, так за последний год цены там подскочили на 10%.
«Скажу так, для украинцев это будут нормальные цены, возможно, с небольшой наценкой. Но большинство эстонцев приобрели такую привычку питаться вне дома», — говорит Оксана Ефимова. «Мне поначалу даже как-то дико было не готовить постоянно дома, а потом посмотрела, что лучше хорошо поработать, а потом где-то отдохнуть, тем более, что цены после Одессы совсем невысокие». Например, несколько больших блинов в кофейне будут стоить 30—40 гривен, пицца — 40—50 гривен, а комплексный обед в обычной столовой обойдется в 30 гривен, шоколад — 6 гривен, а эстонское печенье — 10 гривен.
Другая статья расходов — это жилье. Оксана с мужем купили квартиру в Таллинне, они покупали уже по новым расценкам: квартира в новостройке в столице — 1 100 — 3000 евро за квадратный метр, в спальном районе — 900 — 1 100, в новом доме в центре Таллинна — 2 100 — 3 500. Где именно выбирать жилье в центре, подальше ли, не так уж и важно для жителей столицы, ведь город настолько маленький, что за час его можно пересечь на общественном транспорте, поэтому близость к центру города не играет определяющей роли в выборе района, в котором жить. Тем более, что тот же общественный транспорт ходит, как в большинстве стран Европы, — точно по расписанию.
Хотя цены на все, начиная от жилья и до продуктов питания в эстонской столице выше, чем в других городах страны, именно в Таллинн ежегодно съезжаются студенты на обучение. Технический университет считается лучшим техническим вузом страны. «А с технической специальностью можно зарабатывать хорошие деньги», — рассказывает студент четвертого курса технического университета Эрвин Розмел. «Я учиться люблю, а тем более, что поступил на государственный заказ, поэтому плачу только за жилье». По результатам тестирования желающих поступить в вуз, заполняют сначала места государственного заказа и только потом совсем небольшое количество желающих берут учиться на контрактную форму обучения, средняя стоимость которой — 2 700 евро.
Поэтому привычку работать студенты перенимают еще на первых курсах. «Вот я учусь на программиста, также всегда любил фотографировать, поэтому сейчас продолжаю учиться и подрабатываю тем, что изготавливаю по заказу сайты, сам их оформляю, так можно жить», — говорит Розмел.
Кроме работы и обучения в ежедневную привычку эстонцев входит и так называемый европейский отдых. Теплыми вечерами эстонцы любят выпить чашку-другую кофе на центральной террасе города, которая обойдется в 10—15 гривен, младшие же эстонцы преимущество предпочитают пиво в ночном клубе — 35— 50 гривен за вход, и 20—40 — за пол-литра хмельного напитка.
Эстонское пиво отмечают даже немцы как очень вкусный напиток, а эстонцы в супермаркетах часто предпочитают украинского производителя. «Эстонцы очень любят украинское пиво, сок, морс, потому что они считают наши продукты качественными, натуральными и не очень дорогими. Так с бокалом пива и в дружеской компаний — это стандартный отдых молодых эстонцев», — говорит Оксана Ефимова.
ФЕНОМЕН ЭСТОНСКИХ РОССИЯН
Но с алкоголем в руках совсем не долго продолжается отдых, потому что, перенимая практику многих европейских стран, в Эстонии запрещено торговать алкоголем после десяти вечера и до десяти утра, а за распитие чего-то крепкого в общественных местах штрафа не избежать, и праздник — не исключение. Даже в день наибольшего эстонского праздника — дня возврата независимости Эстонии 1991 года, который традиционно проходит 20 августа на певческом поле в Таллинне, наибольшей открытой сцене страны, ничего крепче газированной воды не было. «Люди собираются на большом поле и просто поют национальные песни — для чего нужен алкоголь?» — говорит Эрвин Розмел. «Здесь собираются только эстонцы, россияне сюда не ходят».
Хотя четверть всего населения Эстонии — россияне, по официальной статистике национальные праздники большинство не отмечает, ведь считают себя русскими. Приехав сюда еще в советские времена люди не собираются возвращаться назад, а их дети уже об этом даже и не думают, ведь из «Эстонии в Европу на выходные легче ездить», смеются они.
Эстонские россияне уже привыкли к жизни в этой балтийской стране, тем более, что здесь есть все условия, чтобы чувствовать себя, как дома. На первой кнопке телевизора обычной русской семьи в Эстонии — канал ОРТ, вот только после российских новостей начинаются эстонские — на русском языке. В газетных киосках всегда есть русскоязычные газеты и журналы «Лиза», «Бабушка», «Интересная Газета», а в плеерах эстонских россиян звучат исполнители восточного соседа: Дима Билан и Тимати.