Президент Кучма, говоря в Сочи о более глубоких шагах в направлении «Евразии», тем не менее, не упоминал о членстве Украины в ЕврАзЭС. Таким образом, можно допустить, что официально векторы внешней политики страны остаются неизменными. Есть и несколько новых нюансов. В частности, о том, что Украина стала наблюдателем в ЕврАзЭС, первым миру возвестил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (действующий председатель организации). По логике вещей, по крайней мере одновременно должно было последовать и какое-то сообщение от украинской власти в Киеве. Иначе создается впечатление, что мнение украинцев при этом просто игнорируется.
Другой момент — в том, что несколько выросла цена участия Украины в ЕврАзЭС. Премьер- министр России Касьянов, в частности, называл сумму в $170 млн. Сейчас говорится уже о $400— 450 млн. (По данным информированных источников, зимой в Москве говорили об еще больших суммах). Уже из этого можно сделать вывод, что на самом деле членство Украины выгодно, в первую очередь, Москве. Чего, собственно, в Москве и не скрывают. Если же идти дальше, то Россия, которая пытается стать членом Всемирной торговой организации, будет вынуждена для этого привести свою торговую политику, в том числе и по вопросам налогообложения, в соответствие с нормами ВТО. Так что, и в этом случае не ЕврАзЭС дает преимущества Украине. Тем более, что получение Украиной членства в ВТО при условии проведения грамотной политики откроет перед ней не только российские рынки, но и рынки других 5/6 земного шара. Но до членства в ВТО следует провести через парламент серьезные изменения и в законодательстве, и в практике. Можно также допустить, что в Украине есть определенные силы, заинтересованные в удешевлении поставок нефти и газа и облегчении доступа своей продукции на российские рынки, не задумываясь над тем, что в мире существуют и другие рынки.
Что касается свободной торговли — то ни при подписании украинско-российского соглашения о свободной торговле, ни при обсуждении вопроса о введении зоны свободной торговли в СНГ увязки с получением Украины членства в Таможенном союзе СНГ, который перерос в ЕврАзЭС, не было. Это опять же само по себе опровергает слова Путина о том, что ЕврАзЭС — не политическая, а сугубо экономическая организация. Не говоря уже о том, что, став членом, Украина просто не будет самостоятельной в экономической, таможенной, финансовой и даже валютной политике — главные решения будут приниматься в Москве. Но вместо интеграции в механизмы ЕС гарантированно произойдет интеграция в противоположном направлении. С другой стороны, статус наблюдателя ни к чему особенному не обязывает. И никто при этом не будет отрицать того, что рынки как России, так и других стран СНГ терять нельзя. И нормальное углубление отношений может быть только позитивным, если за ним действительно стоят исключительно экономические интересы. Впрочем, при этом Германия, Турция, Китай и другие государства мира в ЕврАзЭС вступать почему-то не собираются.
Скорее всего, у представителей российского истеблишмента есть основания вести разговор именно таким образом, и делать предложения, от которых тяжело отказаться. Это уже находится за кулисами публичной политики, к которой как в Москве, так и в Киеве не привыкли. Не стоит также забывать и о том, что «евразийство» не требует глубинных преобразований и соответствия «европейским» стандартам во всем.