Десятилетиями сербы, доминировавшие в политике и общественной жизни бывшей Югославии, обвиняли Степинача в том, что он «был символом хорватского фашистского государства», существовавшего под патронатом немецких нацистов на протяжении Второй мировой войны. Степинач благословлял хорватские националистические войска, которые, помимо всего прочего, совершали репрессии против сербов и евреев. В 1946 году Степинач подвергся заключению коммунистическим режимом Югославии и в 1960 году умер, все еще находясь в тюрьме. Хорватские историки считают, что коммунисты его отравили. Начиная канонизацию Степинача, Папа Иоанн Павел II руководствовался тем, что Степинач называл концентрационные лагеря «позором», а также во времена господства нацистской идеологии проповедовал, что все нации и расы происходят от Бога и имеют право на жизнь. Сами евреи признают, что кардинал спас жизнь многим их соплеменникам. Римо-католическая церковь, никогда не уклонявшаяся от политических вопросов, канонизацией Степинача, очевидно, пытается содействовать улучшению отношений Хорватии с Европой и Америкой.
Папа также призвал стороны конфликта в югославском крае Косово не повторять своих и чужих прошлых ошибок, а лечить раны, нанесенные войной, пока еще не поздно.