Насколько успешной была третья попытка донести до немецких политических и экспертных кругов позицию Украины о необходимости предоставления нашей стране ПДЧ в декабре этого года? И почему трудно дается взаимопонимание в этом вопросе между Киевом и Берлином?
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— Цель этого проекта и других инициатив экспертов, негосударственного сектора, общественных организаций, занимающихся европейской и евроатлантической интеграцией, — это не только тактические вопросы и не столько поддержка официальной позиции Украины, сколько донесение объективной информации и в позитивном плане формирование соответствующего имиджа страны. Те времена, когда об Украине вообще не говорили, к счастью, закончились. Сегодня важно сформировать правильные сигналы для тех, кто осуществляет политику в Европейском Союзе, и в общем для широкого сообщества в странах ЕС. Это должна быть постоянная работа, а, откровенно говоря, пока такие инициативы являются энтузиазмом.
Хорошо, что это пребывание в Германии, включая публичные дискуссии, проходило при участии первого заместителя министра иностранных дел Украины Владимира Хандогия, который представил официальную позицию страны. Между тем, украинские эксперты на встречах с парламентариями дополняли всю картину и представления о новейших процессах в Украине.
Однако следует отметить, что формировать позитивный имидж и позитивные впечатления о перспективе Украины можно при условии, что в середине страны есть соответствующие результаты. Очень трудно формировать позитивное мнение при наличии политической нестабильности и конкурентной политической борьбы личностей, а не трансформации, необходимой для того, чтобы наши партнеры, в частности, в Германии, были готовы рассматривать новые этапы углубления сотрудничества как в направлении интеграции в ЕС, так и в НАТО.
Тем не менее, если обобщить результаты дискуссий, то можно сказать, что сегодня настроения в Германии неоднозначны. Думаю, что наступил определенный период для осмысления ситуации, как со стороны Украины, так и со стороны ЕС, в частности, Германии. Мы понимаем, что сегодня для Украины, по существу, выдвигаются новые условия, каких не было для стран — наших соседей. И эти требования связаны с новыми изменениями в геополитике. За так называемой региональной стабильностью скрывается одно слово — «Россия». Но я не почувствовал, что этот фактор каким-то образом преувеличивается в Германии. Мы услышали от представителей немецкой власти, что ни одна страна не будет решать судьбу отношений углубления сотрудничества Украины с Германией, Украины с ЕС, Украины с НАТО.
Тем не менее подчеркивалось, что следует искать и наполнять реальными действиями существующие механизмы, новые очень конкретные проекты, которые позволят нам достичь успеха. Речь идет и о таких проектах, как Евро-2012, конкретное наполнение Восточной политики ЕС. Но важно и то, что прозвучала готовность и далее рассматривать вопрос расширения контактов между людьми — т.е. дорожную карту касательно отмены визового режима.
С украинской стороны акцент делался на важности этого вопроса. И мы увидели готовность немецких политиков говорить об этом. С другой стороны, настораживает то, что сегодня нет ответов в ЕС, и, в частности, в Германии на стратегические вопросы. Хотя, по моему мнению, все понимают угрозу вакуума безопасности, который появился в последнее время между НАТО и Организацией договора коллективной безопасности во главе с Россией. Но пока не найдены эффективные ответы на этот вопрос.
Важно, что работа со стороны негосударственных организаций становится системной. Но не достаточно усилий дипломатов и негосударственных организаций, чтобы лоббировать позицию Украины. Это должно быть дело власти и оппозиции, бизнеса, а иногда и пиар-кампаний, которые важны для продвижения наших интересов. А такой системной работы пока нет, и это, по-видимому, тоже вызов для Украины, если мы хотим жить в богатой демократической объединенной Европе, которую сегодня представляет ЕС с соответствующими ценностями и возможностями. Мы должны быть готовы к тому, что нам нужно будет проделать очень серьезную домашнюю работу и фактически уже сегодня удвоить усилия.
Конечно, очень важно поддерживать в любой ситуации постоянный диалог. Потому что этот диалог, возможности личных контактов позволят в случае изменения ситуации очень быстро приблизиться к пониманию интересов партнеров. Я хочу отметить, что политические процессы в Украине, появление нового качества политики, появление единой позиции относительно тех приоритетов и стратегий, которые у нас приняты на законодательном уровне, должны нам помочь быть более эффективными на переговорах с ЕС и быть услышанными.
Сегодня со стороны немецких депутатов и экспертов прозвучало предложение о целесообразности сконцентрировать внимание не на евроатлантической, а на европейской интеграции. Такая позиция находит поддержку в украинской экспертной среде. Но при этом мы не услышали ответа на вопрос, каким образом углублять сотрудничество именно в секторе безопасности и его реформировании, с учетом того, что сегодня Лиссабонское соглашение, которое проходит процесс ратификации, содержит ссылку именно на НАТО как ключевую структуру гарантирования европейской безопасности. Поэтому тут есть большой вопрос, на который сегодня на самом деле идет поиск ответа в самом ЕС и тех странах, которые являются одновременно членами ЕС и НАТО. В принципе, я не исключаю, что может измениться отношение к временным рамкам и конкретным форматам сотрудничества. Но сегодня главное другое — найти общее видение будущего места Украины в ЕС, Украины в НАТО, учитывая новую позицию России. В этом смысле вряд ли кто-то может действительно содействовать тому, чтобы Россия приближалась к ЕС. И думаю, что это общий интерес в треугольнике ЕС—Россия—Украина. Но при этом важно, чтобы Украина действительно сегодня рассматривалась как, возможно, не геополитический игрок, а как важная страна в Черноморско-Каспийском регионе.
Я считаю, что нынешний немецко-польско-украинский диалог, во время которого велось очень открытое, а иногда критическое обсуждение, даст понимание того, где мы находимся, с одной стороны. А с другой — как приблизиться к тем целям, которые мы задекларировали. ЕС пытается найти более приемлемый для украинской политической элиты, для политиков в ЕС и НАТО путь Украины в западном направлении. Но если начинается серьезный разговор, то пока ничего не предлагается, кроме нового формата Плана действий по членству, который как раз готовит и помогает проводить реформы в секторе безопасности. Поэтому наблюдается определенная сложность ситуации — своего рода шпагат для Украины. Сегодня вопрос членства в НАТО слишком политизирован фактически с подачи Российской Федерации и является очень сложным. С другой стороны, ничего нового не предлагается. Поэтому, в принципе, нет возражений относительно необходимости углубления взаимодействия. И сегодня продолжается дискуссия, как лучше найти неполитизированные формы, которые были бы действительно сориентированы на результат, а не на политический процесс.