Расширение Европейского Союза вызывает в Украине довольно неоднозначные оценки. Одни усматривают в нем больше позитивных моментов, поскольку к нашим границам приближается «зона благосостояния». Другие, наоборот, пугают угрозой создания новых «разделительных линий» на европейском континенте. При этом если полгода-год назад опасения негативного влияния «разрастания» ЕС носили в основном абстрактный характер, то сейчас они приобрели более конкретное содержание. По разным подсчетам, из-за денонсирования странами-кандидатами на членство в ЕС соглашений о зоне свободной торговли с Украиной ожидается, что отечественные предприятия понесут убытки, по меньшей мере, на $300 млн. Какова позиция Евросоюза в этом вопросе? Когда Киев сможет рассчитывать на получение статуса страны с рыночной экономикой? Какими видят в Брюсселе отношения Украины и ЕС в ближайшей перспективе? Ответы на эти и другие вопросы вчера дал журналистам «Дня» глава представительства Европейской Комиссии в Украине, Чрезвычайный и Полномочный Посол Норбер ЖУСТЕН.
— В этом году исполняется десять лет работы представительства Европейской Комиссии в Украине. За это время, по вашему мнению, Украина и ЕС стали ближе друг к другу? Что представительство может смело зачислить себе в актив, а что удалось хуже?
— Десять лет работы нашего представительства в Киеве — это немного меньше, чем существование независимой Украины. Наши отношения так же молоды, как и ваша страна. В самом начале в Украине было очень мало известно о Европейском Союзе, а в ЕС — об Украине. В Западной Европе слышали лишь о регионе, который был составляющей Советского Союза. Я думаю, что за годы существования представительства Еврокомиссии в Украине мы внесли свой вклад в то, чтобы Украину в ЕС знали лучше. В вашей стране знания о Евросоюзе также возросли, активно обсуждаются перспективы евроинтеграции, но работы по-прежнему очень много. Для этого осуществляется интенсивная деятельность на различных уровнях, в частности, в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Происходят регулярные встречи — от саммита «Украина — ЕС» до встреч экспертов рабочих групп. Со своей стороны мы также работаем над программами технической помощи, стараемся наладить контакты европейских экспертов с украинскими, передать наш опыт, который вы смогли бы применить для развития вашей страны. Все больше происходит взаимных визитов делегаций бизнесменов, госслужащих, действуют университетские программы обмена. Что касается неудач — конечно, из того огромного ряда инициатив, которые мы старались воплотить в Украине, некоторые не увенчались успехом. После провозглашения независимости Украины ее история значительно отличалась от истории стран ЕС. Конечно, требуется время, чтобы мы поняли друг друга. Однако уровень взаимопонимания растет, и думаю, что с каждым годом мы работаем лучше.
— Какие препятствия на пути приближения Украины к евростандартам вы видите?
— Когда мы говорим о пути евроинтеграции, подразумеваем принятие тех законодательных норм, которые существуют в ЕС. Здесь дорога открыта, никаких препятствий нет. Мы в этой сфере очень тесно сотрудничаем, есть много проектов, которые призваны способствовать Украине в принятии европейских стандартов. Мы понимаем, насколько важна эта задача, потому что такая гармонизация касается всех отраслей экономики. Естественно, невозможно охватить все сферы, поэтому мы пытаемся выбрать те, в которых должны работать в первую очередь. Что касается европейских стандартов политической жизни, демократии, здесь все также в руках Украины. Я не вижу каких-либо препятствий, однако эта работа должна вестись постоянно, изо дня в день. Понятно, что к таким изменениям в обществе нельзя перейти за одну ночь. Однако существует тенденция адаптации Украины к европейским стандартам.
— А какие преграды остались на пути предоставления Евросоюзом украинской экономике статуса рыночной?
— Решение о предоставлении экономике статуса рыночной основывается на технической оценке, которая проводится на основании информации, полученной от страны-заявителя. Недавно мы получили от Украины свежий пакет информации, мы ее тщательно анализируем и постараемся принять решение так быстро, как это будет возможно. Европейская Комиссия рассмотрит последние данные из Украины и либо запросит еще информацию, либо же заявит, что решение будет принято в ближайшее время.
Кстати, уже сегодня в индивидуальном порядке украинские компании могут подавать заявку на предоставление им статуса субъектов рыночной экономики.
— И такие заявки есть?
— Несколько компаний уже получили такой статус.
— Реалистичным ли выглядит предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой до президентских выборов?
— Я не могу ответить на этот вопрос. Можно надеяться, что принятие решения не займет много времени. Однако это будет зависеть от того, что именно содержит последний предоставленный Украиной пакет информации.
— Очевидно, вы слышали множество прогнозов о негативных последствиях расширения ЕС для Украины. Называются цифры потерь украинских компаний от $300 до 600 млн. Планирует ли Евросоюз сотрудничать с Украиной, чтобы уменьшить негативный эффект расширения?
— Мы убеждены, что последствия расширения ЕС для Украины будут не отрицательными, а положительными. Например, таможенные тарифы в новых государствах-членах будут снижены на 5%. Квоты будут отменены, останутся только квоты на металлургическую продукцию. В новых государствах-членах будет наблюдаться экономический рост, который не сможет не оказать положительное воздействие на соседние государства, в том числе Украину. Ваша страна станет соседкой огромного общего рынка с 450-ю миллионами потребителей. На этом рынке будут действовать единые правила, что для Украины значительно облегчит торговлю с ним. Никаких драматических изменений не возникнет. Новые государства-члены уже давно гармонизируют свои нормы и правила с соответствующими нормами и правилами ЕС, поэтому многие украинские компании давно торгуют в таком режиме с будущими государствами- членами. По этой причине мы не думаем о том, что 1 мая 2004 года рынок ЕС автоматически закроется для украинских товаров. Мы готовы к диалогу о решении конкретных, специфических проблем, которые могут возникнуть, готовы искать пути для продолжения работы в нормальном режиме, однако постановка вопроса о компенсациях последствий расширения для нас совершенно неприемлема.
— То есть, вы считаете, все прогнозы и подсчеты украинского правительства относительно негативных последствий расширения ЕС необоснованы?
— Я не имею никаких подробностей относительно прогнозов. Однако у меня складывается впечатление, что мы видим сложившуюся ситуацию только в черно-белом свете. Видится все так: сегодня мы поставляем сто миллионов тонн стали в Польшу, а завтра будем поставлять ноль миллионов. Однако этот ноль невозможен.
— Но вы не могли не слышать заявлений замминистра иностранных дел Александра Чалого, министра экономики Валерия Хорошковского по этому поводу. Хорошковский, в частности, в интервью «Дню» упоминал квоты на сталь...
— Действительно, торговля сталью с Украиной осуществляется по квотам. Однако у нас нет двустороннего соглашения по этому вопросу. Поэтому мы предложили заключить новое соглашение по стали и уже подготовили проект документа. Те квоты, которые будут заложены в новое соглашение, обязательно учтут количество продаваемой стали в государства, которые со следующего года станут членами ЕС.
— Вопрос касается одного из ключевых проектов сотрудничества Украины и ЕС — нефтепровода Одесса — Броды. Остается ли неизменной позиция Еврокомиссии по поводу направления нефтепровода? Каковы здесь реалистичные перспективы? Насколько далеко готова пойти Еврокомиссия в поддержке тех сил в Украине, которые выступают за европейскую ориентацию проекта?
— Мы неоднократно заявляли о том, что Одесса — Броды — тот проект, который является знаковым для европейской ориентации Украины. В этом проекте ЕС видит свой стратегический интерес, поскольку он позволит диверсифицировать пути поставок нефти в ЕС, он позволит обеспечить безопасность поставок, нам не нужно будет беспокоиться о поставках энергоносителей по морю. Однако этот нефтепровод — собственность Украины, и Украине решать, как она будет его использовать. ЕС высказал свою позицию довольно четко. В частности, во время нескольких встреч на высшем уровне.
— Вы, очевидно, внимательно следите за развитием ситуации вокруг создаваемого Украиной, Россией, Казахстаном и Беларусью Единого экономического пространства. ЕЭП, по вашему мнению, будет угрожать европейской интеграции Украины?
— У нас нет никаких возражений против более тесного регионального сотрудничества. Создание зон свободной торговли полностью совпадает и с нашими политическими взглядами. У нас в этом плане нет никаких проблем. Однако если процесс выйдет за рамки, если он завершится таможенным союзом, тогда положение дел изменится, потому что нам нужно будет рассматривать ситуацию в контексте других обязательств Украины. В частности, по продвижению Украины во Всемирную торговую организацию.
— Согласны ли вы с мнением, что ЕЭП стало возможно не в последнюю очередь из-за недостаточного внимания со стороны ЕС к Киеву? В Украине довольно распространен своего рода евроскептицизм. Говорится о том, что ЕС не заявил о каких-либо конкретных сроках повышения статуса отношений, о том, что ЕС увяз в собственных проблемах, связанных с расширением. Что бы вы ответили таким скептикам?
— Я бы сказал, что совершенно неверно полагать, что ЕС отвернулся от Украины. В нашем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) заложена возможность создания зоны свободной торговли. В тексте СПС есть положение, которое позволяет приблизить Украину к ЕС и к созданию зоны свободной торговли через гармонизацию законодательства Украины с соответствующими нормами и правилами Евросоюза, при перенесении этих норм и воплощении их в Украине. Весной нынешнего года ЕС выдвинул инициативу под названием «Расширенная Европа: политика соседства». Эта стратегия позволяет на целый порядок повысить и улучшить отношения между ЕС и Украиной. Во время своего визита в Украину европейский комиссар Гюнтер Ферхойген сказал, что эта концепция предоставляет Украине на данный момент широчайшую возможность сотрудничать с ЕС. В частности — участвовать в едином рынке ЕС. Я считаю, что это невероятно привлекательная и амбициозная перспектива развития наших отношений, которая никоим образом не может быть охарактеризована так, как будто ЕС отвернулся от Украины. Действительно, самому Евросоюзу очень много надо сделать в связи и с внутренними реформами, и с расширением, и с принятием новой конституции. В то же время в процессе нынешнего приближения к Украине мы никоим образом не хотели бы создания новых разделительных линий, непреодолимых границ между европейскими странами.
— Следите ли вы за процессом конституционной реформы в Украине? Как, по вашему мнению, тот или иной вариант политреформы может отразится на сближении Украины и ЕС? Или здесь отсутствует какая-либо связь?
— Конечно, мы внимательно следим за обсуждением политической реформы в Украине. Однако проведение политреформы государством является прерогативой самого государства. В качестве общего комментария только замечу, что чем глубже реформа, тем лучше, чтобы ее поддержала как можно большая часть населения и все соответствующие структуры власти. Например — парламент.
— Будет ли иметь значение для отношений Украины и ЕС результат президентских выборов в 2004 году?
— Результат выборов зависит от решения народа Украины. Для нас самое важное — чтобы выборы были проведены в соответствии с европейскими стандартами.