Накануне саммита Украина — Европейский Союз, намеченного на 15 сентября в Париже, «День» попросил эксперта Немецкого общества внешней политики Александера РАРА оценить сегодняшнее положение Украины в Европе и возможные перспективы европейской интеграции Украины. Эксперт, отличавшийся ранее весьма оптимистичными прогнозами относительно возможности Украины интегрироваться в Европейский Союз и другие общеевропейские механимзы, сегодня констатирует, что Запад потерял к Украине интерес, и все разговоры о ее европейской интеграции ничего не будут стоить, если страна не найдет в себе силы совершить качественный рывок. В чем у немецкого эксперта зародились сомнения.
Украина много потеряла за последние два года. Даже несмотря на некоторые положительные моменты. В частности, избрание Президентом Леонида Кучмы рассматривалось на Западе как положительное явление, поскольку коммунисты не пришли к власти. Второй положительный момент — назначение премьер-министром Украины Виктора Ющенко. Он считался протеже Соединенных Штатов Америки, на Западе его рассматривали как наиболее либерального политика в Украине. Но несмотря на положительный исход президентских выборов и назначение нового премьер-министра, западный мир считает, что в Украине продолжается стагнация. Создается впечатление, что за последние два года об Украине просто забыли. В связи с этим хочется подчеркнуть три аспекта:
1. Европейский Союз определился на счет стран, которые в ближайшие годы будут включены в его состав. Евросоюз может расшириться до 25, а то и до 28 стран. Кандидатами для вступления в Евросоюз являются даже Турция и столь плохо реформированные страны, как Словакия и Болгария. Украины в этом списке нет вообще.
2. Украина не принимает участия ни в одном из интеграционных процессов, происходящих в Европе. Не получается создание регионального сотрудничества в черноморском регионе. Украина так и не смогла стать мостом между Евросоюзом и Каспийским регионом. Западу полностью непонятна роль Украины в участии в интеграционных процессах СНГ.
3. Украина никак не смогла убедить Евросоюз в том, что по своему географическому и геополитическому положению именно она могла бы стать главной страной, через которую проходили бы транспортные коридоры для энергоносителей из Каспийского региона на Запад. С одной стороны, главной страной для подобных транспортных коридоров становится Турция, с другой — Россия заявляет о строительстве альтернативной ветки для экспорта энергоносителей через Беларусь и Польшу, также в обход Украины. Таким образом Украина теряет свое возможное геостратегическое значение для Европейского Союза
Прошло 10 лет с тех пор, как развалился Советский Союз, и Украина стала независимой. Киев должен бы задать себе вопрос, почему же за это время интеграции в Европу не получилось. Одна из причин этого — блокада политики реформ. Вторая — непонимание сути реформ украинскими элитами и обществом в целом.
Парижский саммит может стать последней надеждой Украины на то, чтобы напомнить о себе. Однако трезвые аналитики считают, что в Париже вновь, как и обычно, будут произнесены торжественные слова, будет много рукопожатий, но никаких конкретных обещаний Украина не дождется. Европейский Союз будет так же, как и ранее настаивать на том, чтобы Украина скрупулезно выполнила договор о партнерстве и сотрудничестве, который вошел в силу в 1998 году. Украина, в свою очередь, будет жаловаться на то, что без западной помощи ей это не под силу. Запад будет настаивать на том, что нужны реальные сдвиги, что украинские политики недостаточно борются с коррупцией, что в стране высокая преступность и что западным предпринимателям пока что здесь делать нечего. Украинские политики на такие слова, как всегда, будут обижаться. И таким образом складывается впечатление, что Украина и ЕС находятся в замкнутом круге. Выйти из этого замкнутого круга пока что не удается.
Сегодня можно констатировать, что Украина не вошла в число стран, определенных ЕС в качестве его потенциальных членов. Поэтому интерес к ней в Западной Европе сильно остыл.
Однако не стоит забывать, что потенциал Украины, как и других стран региона, настолько высок, что за счет рывка в своем развитии она уже вскоре могла бы продвигаться в желаемом европейском направлении. Однако пока что такого рывка не видно, и возникает все больше сомнений в том, что нынешние поколения украинцев на него способны.