Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европа в войне

Спасая Украину, ЕС может спасти и себя
14 января, 2015 - 12:04

Напав на Украину в 2014 году, Россия президента Владимира Путина бросила вызов ценностям и принципам, на которых основывается Европейский Союз, и системе законов, которые обеспечивали мир в Европе с 1945 года. Ни лидеры Европы, ни ее граждане до конца не осознают всей серьезности этого вызова, и не знают, как ему противостоять.

Режим Путина базируется на верховенстве силы, проявляется в репрессиях дома и агрессии за рубежом. Но ему удалось получить тактическое преимущество, по крайней мере, на короткий период времени над ЕС и Соединенными Штатами, которые решительно настроены избегать прямой военной конфронтации.

Нарушив свои обязательства по соглашению, Россия аннексировала Крым и создала сепаратистские замкнутые группы в регионе Донбасса на востоке Украины. Когда прошлым летом оказалось, что украинское правительство может выиграть войну на Донбассе, Путин приказал ввести туда регулярные войска России. Подготовка ко второй волне военных действий началась в ноябре, когда Путин поддержал сепаратистов новыми поставками бронетехники и солдат.

Запад, к сожалению, обеспечил приведенную в боевую готовность Украину лишь фасадом поддержки. В то же время беспокоит и продолжающееся нежелание международных лидеров брать на себя новые финансовые обязательства относительно Украины, несмотря на постоянно растущее давление на ее резервы твердой валюты и угрозу полного финансового краха. Как следствие, одной лишь угрозы военных действий может оказаться достаточно, чтобы вызвать экономический крах Украины.

Путин, похоже, намерен прибегнуть к большому шантажу, который базируется на помощи России в борьбе против Исламского государства, — например, в обмен на то, что Россия не будет поставлять Сирии зенитно-ракетные системы С-300 (таким образом, оставив за США преимущество в воздухе), США должно отдать ей контроль над так называемым «ближним зарубежьем». Если Президент США Барак Обама примет такое соглашение, вся структура международных связей опасно изменится в интересах использования силы. Это будет трагической ошибкой, способной вызвать серьезные геополитические последствия.

Крах Украины станет огромной потерей для НАТО, а также опосредствовано для ЕС и США. Россия-победительница будет представлять потенциальную угрозу Балтийским странам, в которых большие доли населения составляют этнические русские. Вместо того чтобы поддерживать Украину, НАТО будет вынуждено защищать себя на своей территории, подвергая и ЕС, и США опасности, которой они так пытаются избежать: прямой конфронтации с Россией.

Угроза политической целостности ЕС даже больше, чем военный риск. Европейский кризис превратил когда-то согласованный союз равноправных суверенных государств, которые добровольно жертвуют частью своей независимости ради общего блага, в ассоциацию стран-кредиторов и стран-дебиторов, где должники отчаянно пытаются выполнять условия кредиторов.

Этот новый Европейский Союз уже ни равноправный, ни добровольный. В действительности для многих молодых людей, которые проживают в странах-дебиторах, ЕС выступает в роли заграничного угнетателя. И около 30% представителей новоизбранного Европейского парламента прошли благодаря своим антиевропейским платформам.

Именно эта внутренняя слабость и позволила России Путина, которая сама по себе далеко непривлекательная, стать мощным соперником для ЕС. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан зашел настолько далеко, что цитировал Путина как образец для наследования. И он не один такой.

Ни лидеры Европы, ни ее граждане, похоже, не отдают себе отчет в том, что нападение России на Украину это — опосредованное нападение и на ЕС и его принципы управления. Должно быть понятно, что для страны или ассоциации стран нецелесообразно во время войны прибегать к финансовому самоограничению, как это продолжает делать ЕС. Все доступные ресурсы должны быть запущены в работу во время войны, даже если из-за этого придется увеличивать дефицит бюджета.

Европе повезло, что канцлер Германии Ангела Меркель повела себя как настоящая европейка в вопросе угрозы, которую представляет Россия. Будучи активным сторонником санкций, она проявила волю и бросила вызов общественному мнению и интересам бизнеса Германии в этом вопросе, в отличие от других. Но Германия также стала главным адвокатом финансового самоограничения, потому Меркель нужно осознать противоречие этих двух позиций.

Санкции против России нужны, но они имеют и обратное действие. Экономика европейских государств, включая и Германию, страдает, поскольку депрессивное влияние санкций обостряет дефляцию и спад, которые уже начались. Помощь Украине для защиты от российской агрессии имела бы стимулирующий эффект как для Украины, так и для Европы.

Члены Евросоюза втянуты в войну, и им следует начать действовать соответственно. Это значит, что им следует модифицировать свою готовность к финансовому самоограничению и признать, что будет лучше помочь Украине защищаться, чем надеяться, что им не придется самим защищать ЕС.

Украине необходимо немедленное вливание наличности, скажем, в размере 20 млрд. долларов, и обещание предоставить больше в случае необходимости, во избежание финансового краха. Международный валютный фонд может предоставить эти средства, как делал это раньше, а ЕС пообещать поддержать вклад МВФ. Фактические расходы будут оставаться под контролем МВФ и направляться на введение долгосрочных структурных реформ.

В Украине есть еще один фактор, который действует на благо ЕС: новое руководство страны решительно настроено побороть коррупцию, неправильное управление и злоупотребление властью предыдущего правительства. И в самом деле, оно уже разработало детальную стратегию уменьшения бытового потребления газа более чем на половину, имея целью уничтожить коррупционную монополию «Нафтогаза» на газ и положить конец энергетической зависимости Украины от России.

Эта «новая Украина», неуклонно про-европейская, готова защищать Европу, защищая себя. Но ее враги — не только Путинская Россия, но и собственная бюрократия, и финансовая олигархия — слишком сильны, и она не может побороть их сама.

Поддержка новой Украины в 2015 году и в дальнейшем — это наиболее рентабельное инвестирование, которое может сделать ЕС. Это даже может помочь ЕС вернуть себе дух единства и коллективного процветания, которые привели к его созданию. Короче говоря, спасая Украину, ЕС может спасти и себя.

Проект Синдикат для «Дня»

Джордж СОРОС — председатель правления Фонда Сороса и председатель Фонда Открытого Общества. Пионер сферы хедж-фондов, он является автором многих книг, в том числе издания «Алхимия финансов, новая парадигма для финансовых рынков: Кредитный кризис 2008 и что это значит».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ