Говоря о первых признаках потепления в отношениях между ЕС и Украиной после определенного необъявленного бойкота, министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко сказал «Дню», что «мы окончательно избавляемся от ощущения, что танцуем танго с тенью». Оптимизм Зленко базируется лишь на первых «четких сигналах» — между тем, ситуация является далеко не такой однозначной. В Украине слова «европейская интеграция» непонятны даже властным структурам, в то же время сам ЕС вряд ли так легко пойдет на пересмотр своих жестких «шенгенских» позиций и откроет свои рынки для Украины, а эксперты утверждают, что и в политических отношениях будет выдерживаться определенная дистанция. Но первые сдвиги, по мнению Анатолия Зленко, действительно есть. Как есть и возможность воспользоваться позитивом расширения ЕС — то есть, приближением (пока только географическим) к зоне, характерной добросостоянием, демократией, высокими технологиями...
— Если полгода назад можно было говорить об изоляции Украины со стороны ЕС, то теперь, кажется, прозвучали новые акценты. В чем причина?
— Курс на европейскую интеграцию остается главным вектором внешней политики Украины, я бы сказал, императивом политического развития нашего государства. Работа на этом направлении уже приносит положительные результаты, наши отношения с Европейским Союзом вступили в новую динамичную фазу.
Во время председательства Швеции в ЕС в первой половине года в адрес Украины прозвучали несколько четких и долгожданных сигналов. Первым было опубликованное в мае в газете «Интернешнл Гералд Трибьюн» совместное письмо президента Европейской Комиссии Романо Проди и премьер-министра Швеции Йорана Перссона. В нем впервые на таком высоком уровне содержался призыв ко всем партнерам Украины более тесно сотрудничать с нашим государством, чтобы помочь ей приблизиться к Европе. Как сказано в письме, «для того, чтобы танцевать танго, нужны двое». Усилия Украины в направлении европейской интеграции будут иметь ожидаемую отдачу только тогда, когда получат адекватную реакцию в Европе. Сейчас мы начинаем видеть эту адекватную реакцию со стороны ЕС и окончательно избавляемся от ощущения, что танцуем танго с тенью.
Позже были выводы саммита ЕС—США, резолюции Европарламента, касающиеся общей стратегии ЕС относительно Украины. Хотел бы отдельно отметить чрезвычайно позитивное по духу заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина— ЕС при участии премьер-министра Украины Анатолия Кинаха. Оно позволило нашим европейским партнерам лучше понять позицию нового руководителя правительства и должным образом оценить его преданность европейскому выбору.
Однако главным событием стал Гетеборгский саммит ЕС, на котором Украина была приглашена к участию в Европейской конференции — форуме стран- членов ЕС и государств-кандидатов на членство. Таким образом, Украина признана неотъемлемой составляющей будущей Европы.
Мы несколько лет постоянно поднимали вопрос о привлечении Украины к деятельности Евроконференции в диалоге с ЕС и ключевыми европейскими столицами. В качестве посла во Франции и Португалии я неоднократно обсуждал этот вопрос с французскими и другими европейскими дипломатами, но тогда они в завуалированных, сугубо дипломатических фразах избегали конкретного ответа.
Теперь ситуация изменилась. Я вижу в этом еще одно подтверждение правильности избранной нами стратегии евроинтеграции. Надеюсь, что во время председательства Бельгии в ЕС, которое началось 1 июля, набранный темп развития наших отношений будет сбережен.
— Нельзя ли расценивать это решение только как декларацию, которая ни к чему не обязывает ЕС и не означает настоящих изменений в его отношении?
— Ни в коем случае. В Гетеборге положение по поводу Украины было включено в раздел «Будущее Европы», посвященный только вопросам дальнейшего развития Евросоюза. Это является свидетельством изменения отношения ЕС к Украине и включение ее в свои внешнеполитические приоритеты в структуре европейской интеграции.
На мой взгляд, это решение не тактическое, а стратегическое. Фактически, Украина впервые признается Европейским Союзом как государство, которое разделяет его ценности и внутренние и внешние цели. Таким образом, создана потенциальная возможность на определенном этапе в будущем получить статус страны-кандидата и начать процедуры, связанные с процессом вступления в ЕС. Хотя понятно, что только от успеха украинских реформ зависит, насколько мы сможем использовать эту позитивную динамику.
— Что именно сделала Швеция для Украины и почему?
— Швеция во время своего председательства приложила значительные усилия, чтобы Евросоюз уделил Украине надлежащее внимание. Визит премьер- министра Перссона состоялся сразу после Гетеборга. И он сам говорил, что его приезд — свидетельство важности для ЕС отношений с Украиной. На фоне результатов саммита ЕС эти слова не звучали как обычная дипломатическая вежливость.
Мы постарались использовать визит Перссона чтобы, во- первых, высказать свою благодарность за существенный импульс, предоставленный Швецией, во-вторых, обсудить имеющуюся в наличии, на данный момент, проблематику наших отношений с ЕС. Приятно было услышать от него заявления о том, что ЕС в дальнейшем будет пытаться предоставлять конкретную помощь Украине для решения существующих проблем. В то же время ЕС будет стимулировать евроинтеграционное движение Украины, в том числе, путем поощрения стран-кандидатов к динамичному сотрудничеству с нашей страной.
— Уже много говорилось о том, что сотрудничество с ЕС в области безопасности расценивается в Киеве как наиболее перспективное направление. Есть ли какой-то прогресс?
— Наше сотрудничество с ЕС осуществляется по трем базовым направлениям: торговля и инвестиции, юстиция и внутренние дела, а также внешняя политика и безопасность, которые отличаются особым динамизмом. Созданные комитеты и рабочие группы покрывают широкий спектр вопросов — от экспорта вооружений до консультаций по поводу развития ситуации в отдельных регионах за границами континента.
Мы и далее будем регулярно присоединяться к заявлениям председательствующих государств от имени ЕС в рамках Общей внешней политики и безопасности. Планируем более тесно взаимодействовать с ЕС в рамках ООН. Украина готова присоединиться ко всем гражданским аспектам урегулирования кризисных ситуаций. Мы имеем богатый практический опыт в этих сферах, и он является интересным для ЕС. То есть, речь идет о конкретных шагах, которые совокупно способствуют становлению Украины как европейского государства.
Активное участие в этом диалоге принимает Верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и безопасности Хавьер Солана, который скоро уже в третий раз в течение года посетит Украину. Он — настоящий сторонник европейского развития Украины, авторитетный политик, который понимает наши европейские устремления. Не в последнюю очередь благодаря его усилиям политическая сфера является одной из движущих сил нашего сотрудничества с ЕС.
— Если исходить из опыта стран-кандидатов, то он требует полной структурной ломки бывшей системы власти. То же самое делается и в России, которая вроде бы не собирается подавать заявку на вступление в ЕС. Каково ваше мнение по этому поводу?
— У нас нет иного пути, чем модернизация системы исполнительной власти, о чем неоднократно говорил Президент. В конечном итоге, это очевидная вещь: система государственного управления должна действовать более компетентно, скоординированно и эффективно. Соответственно, административная реформа должна продвигаться ускоренными темпами: именно от нее зависит, насколько эффективно, с точки зрения европейской интеграции, будет работать государственный аппарат.
Сейчас мы имеем в органах исполнительной власти немало подразделений, ответственных за сотрудничество с ЕС. Но создать такое подразделение — только полдела. Важно, чтобы оно было укомплектовано компетентными специалистами, которые не только знают узковедомственную специфику, но и способны смотреть с точки зрения государственных интересов. Здесь еще впереди много работы. Очевидно, этому будет способствовать и решение вопроса о создании соответствующей координирующей структуры в системе исполнительной власти.
Европейская интеграция пока не осознана как настоящий приоритет в деятельности всех ветвей власти нашей страны. Однако убежден, что это — вопрос времени. Если сравнить, на каком уровне вопросы европейской интеграции решались, скажем, пять лет назад, и как они решаются сейчас, после десяти лет независимости Украины, то это действительно большая разница.
Указы Президента Украины, правительственные постановления, постоянное привлечение представителей отраслевых министерств и ведомств к диалогу с Европой, приход нового поколения госслужащих — все эти факторы работают на одну цель: превратить Украину в современное европейское государство. И они срабатывают, хотя, возможно, результаты не так заметны глазу рядового гражданина.
ЕС осознает значимость этих процессов. В ближайшее время мы рассчитываем на помощь ЕС в решении вопроса технического обоснования проведения административной реформы.
МИД, вероятно, лучше других видит недостатки в деятельности наших министерств и ведомств на европейском направлении. Поэтому мы сейчас работаем над пакетом предложений по совершенствованию этой системы, прежде всего путем улучшения взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.
Если у нас практически в каждом министерстве есть подразделение, ответственное за европейскую интеграцию, то было бы желательно, чтобы и в Верховной Раде появился орган, который бы мог сосредоточиться на этом направлении.
— Как с точки зрения «экономизации» внешней политики выглядят перспективы создания зоны свободной торговли с ЕС и вступления в ВТО, что с каждым годом отступает все дальше?
— МИД прикладывает значительные усилия, чтобы создать политические предпосылки для реализации этого положения.
Открытие рынков, хотя и частичное, — это чрезвычайно ответственный шаг, который нуждается в детальной подготовке на всех уровнях. Со стороны ЕС есть согласие оказать Украине помощь в определении приоритетных мер, которые мы должны принять, чтобы подготовиться. В первую очередь это касается обеспечения доступа сторон на рынки друг друга, свободной и справедливой конкуренции импортных товаров с товарами местного производства. Это требует от Украины соблюдения международных обязательств, определенных базовым документом двухсторонних отношений — Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.
Другим принципиально важным аспектом является вступление Украины в Мировую Организацию Торговли. Здесь мы действительно замешкались. В июне состоялось 8-е заседание Рабочей группы по вопросам присоединения Украины к ВТО. Оно засвидетельствовало, что нам следует сосредоточить усилия на гармонизации законодательства. Это нелегко, но возможно и, главное, необходимо. Без членства в ВТО мы не станем весомым экономическим партнером для ЕС.
— Много говорится об обсуждении возможностей избежания негативных для Украины последствий расширения ЕС, и до сих пор ничего не было по этому поводу сказано конкретно.
— Уже через три года границы ЕС могут достичь Украины. Позитив расширения является достаточно очевидным: приближение зоны стабильного экономического развития и политической стабильности, наиболее современных, высокотехнологных рынков. Но этот позитив не проявит себя в полной мере, если мы заблаговременно не позаботимся о преодолении возможных нежелательных последствий. На сегодня расширение Евросоюза становится политической реалией. Поэтому Украине следует действовать на опережение, чтобы потом не преодолевать последствия внешнеполитического «аврала», действовать последовательно и решительно совместно с нашими партнерами по ЕС, странами-кандидатами, другими участниками европейской политической жизни. К негативам я бы отнес вероятное осложнение визового режима, накопление на украинской территории нелегальных иммигрантов, повышение уровня тарифной защиты по отношению к товарам украинского экспорта. По каждому из этих вопросов мы ведем интенсивный диалог с ЕС и соседними странами-кандидатами на вступление.
— Не останемся ли мы в проигрыше после создания новой системы поставки энергоносителей Россия — Западная Европа?
— Не думаю. Здесь также многое зависит от нас самих. Главное, что сегодня есть четкое понимание: без реформ не будет конкуренции и реального международного сотрудничества в энергетическом секторе. А рынок, где нет конкуренции, — это просто фикция.
Правительство приглашает лидеров мирового энергетического рынка принять участие в приватизации объектов энергетической отрасли. Перспективным является сотрудничество с ЕС по транзиту энергоносителей и электроэнергии через территорию Украины. Наши интересы здесь состоят в модернизации и расширении газотранспортной системы, реализации проекта транспортировки каспийской нефти через Украину в Центральную и Западную Европу. Важным шагом на этом пути было бы создание международного консорциума.
Считаю, что было бы бессмысленно не использовать колоссальный потенциал украинской газотранспортной сети. Кстати, по мнению многих экспертов, «обойти» Украину как ведущее транзитное государство — это не только нерационально, но и нереально. Я убежден, что украинская газотранспортная сеть и далее будет оставаться одними из основных энергетических ворот в Западную Европу. В то же время мы не «зацикливаемся» только на транспортировке энергоносителей.
На повестке дня нашего диалога с ЕС находятся вопросы восстановительной энергетики. Речь идет, например, о производстве в Украине биотоплива и его поставки на европейский рынок. Сегодня к этому проявляют интерес целый ряд компаний.
— На Западе часто меряют партнерство понятием «рынок». Насколько Европа сегодня готова быть партнером, открыв свои рынки?
— К сожалению, пока что невозможно говорить об открытости европейских рынков для украинской продукции. Торговые проблемы в отношениях Украины — ЕС, безусловно, присутствуют. И их многовато, особенно учитывая провозглашенный стратегический характер наших отношений. Однако и здесь существует, пользуясь дипломатическим штампом, «движение в правильном направлении». В последнее время были достигнуты договоренности с ЕС относительно полной либерализации рынка текстильной продукции. Это предоставляет возможность украинским предприятиям без ограничений экспортировать свою продукцию в ЕС. Кроме того, Украина уже не рассматривается страной с нерыночной экономикой при антидемпинговом расследовании. В свою очередь, мы приняли ряд важных законодательных и нормативных актов, направленных на либерализацию торговли.
Ключевым аспектом здесь является адаптация национального законодательства к нормам Евросоюза, гармонизация тарифной политики, приближение механизмов сертификации к европейским стандартам. Уже было положено начало ряду проектов, название которых говорит само за себя: «Стандарты по управлению окружающей средой», «Стандартизация и сертификация в Украине» и тому подобное.
Мы перевели диалог с ЕС в прагматическую плоскость. Мы отошли от громких деклараций и делаем акцент на практических шагах, мы не заглядываем слишком далеко в будущее, а ориентируемся на сегодняшние потребности национальной экономики. И Гетеборг засвидетельствовал, что такие подходы разделяются и одобрительно воспринимаются Европейским Союзом.
В течение первых десяти лет независимости мы строили мост в Европу. А накануне десятой годовщины Независимости получили подтверждение, что этот мост строится также и «с другого берега».