Итак, бывший премьер-министр Молдовы и лидер проевропейской партии «Действие и солидарность» Майя Санду уверенно победила во втором туре выборов президента страны. После подсчета 100% протоколов она набрала 57,75% голосов, сообщает ЦИК Молдавии. Действующий президент Игорь Додон получил только 42,25% голосов избирателей. Санду уже объявила своим сторонникам о победе, подчеркнув, что «эта победа — наша общая победа, я горжусь своей командой и всеми молодыми людьми, которые приняли участие в голосовании». За европейский выбор голосует прежде всего молодежь. Явка во втором туре была выше, чем в первом, и составила 52,74% от общего числа избирателей. Столь большой разрыв между кандидатами, а также отсутствие сколько-нибудь явных фальсификаций в процессе голосования практически исключает возможность массовых протестов сторонников проигравшего кандидата. Заместитель председателя ЦИК Владимир Шарбан в ходе брифинга после закрытия избирательных участков на территории Молдовы заявил, что «голосование прошло без серьезных инцидентов и транспарентно».
Собственно говоря, победа Санду во втором туре после подведения итогов первого тура была предсказуема. Она лидировала с 36,16% голосов против 32,61% голосов у Додона. С учетом того, что занявший третье место с 16,9% голосов Ренато Усатый, поддержавший действующего президента на прошлых выборах, давно уже живет с Игорем Додоном как кошка с собакой. Поэтому сейчас он призвал своих избирателей проголосовать против действующего президента, шансов на победу у того практически не было. Тем более, что остальные кандидаты были более или менее проевропейскими, и их электорат в своем большинстве во втором туре должен был перейти к Санду. Додон попробовал нарастить свою поддержку за счет повышения явки среди избирателей Приднестровья, где его поддерживает 85,8% проголосовавших. Также в Гагаузской автономии Молдовы за Додона проголосовали 94,59% избирателей. Но этого явно не хватило для победы, особенно с учетом того, что среди тех, кто голосовал за пределами Молдовы, 86% поддержали Санду. Она взяла реванш за поражение от Додона на президентских выборах 2016 года.
Додон, поддержанный Партией социалистов, являлся пророссийским кандидатом, активно поддерживавшимся российскими СМИ. Санду же выступает за европейскую ориентацию Молдавии, в то же время подчёркивая, что не хочет портить отношения с Москвой. Главной проблемой страны она считает коррупцию.
ФОТО РЕЙТЕР
Вполне вероятно, что новый президент, используя нынешнюю мобилизацию проевропейских сил, постарается провести досрочные выборы в парламент, чтобы получить там проевропейское большинство. Игорь Додон в ходе предвыборной кампании тоже говорил о необходимости досрочных выборов, поскольку нынешний состав парламента не отражает волю избирателей, высказанную в 2019 году (с тех пор многие депутаты покинули фракции, от которых ранее избирались), но предлагал провести новые выборы весной или осенью будущего года. Теперь же нельзя исключить, что досрочные парламентские выборы состоятся еще зимой.
Следует подчеркнуть, что более пророссийского политика, чем Игорь Додон, в Молдове в принципе не существует. Поэтому его поражение — это чувствительный удар по влиянию Москвы в этой стране. Майя Санду уже назвала свою первоочередную задачу после вступления в должность президента. Это — объединение молдавского общества вокруг общих целей. Новый президент убеждена, что все жители Молдовы хотят жить дома и при этом иметь государство, которое будет их защищать, и развитую экономику, которая позволит людям не уезжать на заработки за границу. Она прямо сказала: «Необходимо запустить экономику, чтобы люди не уезжали». Но это задача в беднейшей стране Европы — гораздо более сложная, чем победа на президентских выборах, и решать ее должен не президент, практически не имеющий полномочий в экономической сфере, а правительство. Поэтому на самом деле перед партией Санду и ее союзниками стоит задача убедительно победить на досрочных парламентских выборах, и провести эти выборы как можно скорее.
Некоторые кремлевские политологи уже предсказывают, что Санду будет вести гораздо более антироссийскую политику, чем предыдущий президент, но переход к такой политике будет гораздо менее резким и гораздо более растянутым по времени, чем тот переход, который произошел в Украине после победы «революции достоинства и российской аннексии Крыма». По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, поворот в молдавской внешней политике «будет касаться и гуманитарной политики, и политики в области языка, и Приднестровья и проектов мирного урегулирования, которые до последнего момента базировались на меморандуме Козака и механизме «5+2», и на вопросе пребывания российских миротворцев на территории Приднестровья», поскольку Санду наверняка будет оказывать давление на Россию в вопросах Приднестровья, чтобы вернуть этот регион в состав Молдовы. Тут необходимо оговориться, что для подобного поворота, как минимум, потребуются досрочные парламентские выборы, чтобы попытаться отстранить от власти нынешнее правительство Молдовы, где пока что преобладают социалисты. Кроме того, возможности молдавских властей оказывать хоть какое-то давление на Россию более чем ограничены, и наивно думать, что Кремль согласиться вернуть Кишиневу контроль над Приднестровьем в ближайшем будущем, и оттуда будут выведены российские войска и вооружения. По мнению Безпалько, вся пророссийская политика Игоря Додона и его соратников сводилась к тому, чтобы получить экономические льготы и преференции со стороны России.
Для Украины же победа Майи Санду — это добрый знак. Но необходимо, чтобы она трансформировалась в победу проевропейских сил на ближайших парламентских выборах. Тогда на южных границах Украины будет немного спокойнее. Кроме того, можно надеяться, что победа проевропейского кандидата на президентских выборах в Молдове отражает общую тенденцию в регионе, и за этой опобедой могут последовать успехи проевропейских сил и в Украине.